Смольный снижает планку инвесторам

Кризис заставил петербургских чиновников пересмотреть свои взгляды на привлечение инвестиций. В отличие от прошлых лет, поддержку обещают не только мегапроектам, но и среднему бизнесу.

Сложности с реализацией заявленных мегапроектов с участием иностранных и московских инвесторов заставили городские власти обратить внимание на менее масштабные проекты петербургских компаний. В Смольном ищут новые подходы для работы с инвесторами. В первую очередь скорректируют схему работы государственно–частного партнерства (ГЧП).
КУГИ и комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) готовят новую редакцию городского закона о ГЧП. Решено, что через этот формат можно реализовывать не только миллиардные стратегические проекты, но и сравнительно небольшие, но требующие поддержки государства из–за больших сроков окупаемости.
Теперь в КИСП считают оптимальными для ГЧП проекты стоимостью от 100 млн до 300 млн евро. Поправки в Игорь МетельскийИгорь Метельскийзакон позволят адаптировать его для реализации локальных проектов в области здравоохранения, образования, спорта и ЖКХ. Применение схем ГЧП сначала для крупных проектов в транспортной инфраструктуре, а затем в менее масштабных в комитете называют "общемировой тенденцией".
По словам начальника отдела проектов государственно–частного партнерства КИСП Романа Голованова, сейчас в комитете прорабатывается несколько проектов ГЧП по строительству объектов здравоохранения и дошкольного образования.
"По действующему законодательству процедура проведения конкурсов недостаточно совершенная: к проектам стоимостью 5 млрд евро и 1 млн евро применяются одинаковые требования. Для локальных проектов процедуру необходимо упростить", — уверена советник, руководитель практики по недвижимости в Петербурге Salans Наталья Дятлова. По ее словам, очевидной стала необходимость на местном уровне решить хотя бы те проблемы, которые подведомственны местным органам власти.
"Если не менять действующее законодательство, проектов, реализуемых по схеме ГЧП в сфере Смольный снижает планку инвесторамСмольный снижает планку инвесторамздравоохранения, например строительства больниц и клинических центров, просто не будет в ближайшее время", — считает Дятлова.
Президент медицинской группы MEDИ Тамаз Мчедлидзе считает, что совместные проекты с городом могут быть очень интересны для частных клиник. Формат ГЧП позволит сделать сотрудничество взаимовыгодным, уверен он.
Однако директор ООО "КОРИС Ассистанс СПб" Лев Авербах сомневается, что такие проекты станут массовыми: сейчас свободные средства на развитие и строительство новых клиник есть у единичных компаний.
В КУГИ готовы пойти еще дальше и использовать формат ГЧП для более мелких проектов. Так, по словам председателя КУГИ Игоря Метельского, по новой схеме планируется запустить процесс строительства паркингов.
"Для нас это, с одной стороны, способ привлечь частные деньги в городскую инфраструктуру, с другой — возможность отследить соответствие готового объекта той задаче, которая ставилась изначально", — говорит он. Формы участия города в проекте могут быть разными, но прежде всего речь идет о предоставлении инвестору земельного участка на льготных условиях. Как рассказал Игорь Метельский, проект закона будет одобрен правительством и внесен в городской парламент до Нового года.
Генеральный директор ЗАО "СтройИнжиниринг" (специализируется на строительстве паркингов) Руслан Чипчиков оценивает затраты на строительство одного паркинга на 300 машино–мест в 300–500 млн рублей. Средний срок окупаемости таких проектов составляет 5–7 лет. Он считает, что помощь города в реализации подобных проектов можно только приветствовать.
Городской Закон "Об участии Санкт–Петербурга в государственно–частных партнерствах" был принят в 2006 году. До сих пор через создание ГЧП планировали реализацию только крупных инфраструктурных проектов. Среди них реконструкция аэропорта Пулково (общая стоимость — около 1 млрд евро), строительство надземного экспресса (сроки реализации, расположение и объемы финансирования неоднократно менялись) и мусороперерабатывающего завода в Янино (200 млн евро). В рамках федерального закона о ГЧП ведется строительство ЗСД и планируется создание Орловского тоннеля.