Никита Белых, губернатор Кировской области, откровенно рассказал "Деловому Петербургу" о "нагибании" бизнеса и о том, почему в нем зарождается нелюбовь к обществу.
"ДП": С какими проблемами приходят бизнесмены?
Никита Белых: Не могу сказать, что много жалоб на
чиновников, которые мешают бизнесу работать. Такие жалобы есть, пожалуй, только
в одной отрасли — в лесной. Сейчас бизнесмены в основном обращаются за
поддержкой: хотят госгарантий, помощи в продвижении своей продукции в других
регионах и т.д. Их больше волнует не развитие, а сохранение стабильности
предприятия в условиях кризиса.
"ДП": Строители в кризис пострадали сильнее многих других. Для
Петербурга строительная отрасль одна из ключевых. По вашему мнению, должна ли
власть сейчас помогать строителям?
Никита Белых: Я не думаю, что тут подход должен быть
какой–то особый, не такой, как к другим отраслям.
Никто же сверхвысокий
налог с их сверхвысоких доходов не взимал, когда они бурно росли. Тогда парни
считали, что бога за бороду схватили. Но каких–то страховых механизмов для своей
отрасли не формировали.
Ведь не пришли и не сказали: Валентина Ивановна, у нас такие
сверхдоходы! Давайте сформируем страховой фонд! Нет, они считали, что гигантские
прибыли — само собой разумеющиеся вещи. Тогда почему сейчас к ним должно
быть проявлено какое–то снисхождение? И что главное — сами–то парни хуже
жить не стали.
"ДП": Российский бизнес для чиновников — "дойная корова". Вы
согласны с таким определением?
Никита Белых: Это стереотип, не более. Для меня бизнес важен
как создатель рабочих мест, важен как налогоплательщик. Какие–то дополнительные
функции я бизнесу не назначаю. Да, я говорю: ребята, мне ничего от вас не надо,
но только те обязательства, которые вы должны исполнять, будьте добры,
исполняйте в строгом соответствии с законодательством, и любые попытки уклонения
от них я буду воспринимать как личное оскорбление.
Но я понимаю проблему. Дело в том, что вопросы, которые
стоят перед властью, порой сложно решить без участия бизнеса. Приведу пример.
Муниципальным властям вменяется порядка 40 полномочий, а финансируются далеко не
все. В этих условиях у чиновника выбор небольшой: не исполнять
задачи, стоящие перед ним, или найти внебюджетные средства на их
финансирование.
Каждый делает свой выбор. Если глава муниципального
образования не делает всего того, чего от него ждет народ, то рано или поздно он
падет жертвой народного гнева. Не хочет такой участи, значит, будет искать
внебюджетные источники. Да, что–то в таком случае из его действий подпадает под
категорию, которая раньше в Уголовном кодексе трактовалась как "ложно понятые
интересы службы": по закону нельзя, но чиновник искренне полагает, что надо.
У общества и бизнеса есть твердое убеждение: если чиновник с
них пытается получить "сверх", то только для того, чтобы набить себе карман. Во
многих случаях это ошибочное мнение. Если мэр какого–нибудь городка "получил" у
бизнесмена деньги, чтобы на них вымостить тротуар, понятно, что его поведение
вне закона.
Но безнравственно ли? На этот вопрос уже нет однозначного
ответа. Приведу еще пример. Дело касается профессионального спорта. Почти в
каждом российском городе есть своя любимая спортивная команда. Финансировать
профессиональный спорт за счет бюджета, я считаю, безнравственно. Что в таком
случае делать? "Похоронить" команду?
Представьте, что в Петербурге похоронили "Зенит", и станут
понятны последствия от таких действий. Сразу посадят на вилы. Есть третий
вариант — искать спонсора, если сам клуб его найти не может. То есть
просить бизнес оказать финансовую поддержку. Если не клуб, а губернатор ищет
спонсора для команды – это нагибание бизнеса? Да, нагибание. А какие есть еще
варианты? Во всех регионах так и происходит.
Редко, когда бюджет дает деньги профессиональному спорту, в
основном предприятия. Делают они это добровольно? Вряд ли. А преференции бизнесу
за участие в жизни городского спорта давать нельзя. Потому что преференции не
существуют вообще, они существуют за счет кого–то. Если для одних создаешь
особые условия, у других они автоматически становятся хуже.
Очевидно, что и бизнесу нужны
чиновники, и
чиновникам нужен бизнес, и всем им нужно общество. Чего сейчас не хватает, чтобы
это трио конструктивно и дружно работало?
Не хватает доверия. Весной в Красноярске на экономическом форуме с коллегами как раз обсуждали этот вопрос.
Не хватает доверия. Весной в Красноярске на экономическом форуме с коллегами как раз обсуждали этот вопрос.
Кто–то привел такое сравнение: представьте, что вы на дне
колодца, вылезти из него можно, только подставляя спины друг другу.
Соответственно, наши действия должны быть синхронными, мы должны понимать и
чувствовать друг друга. Но самое главное — мы должны иметь возможность
повернуться другу к другу спиной, то есть довериться.
Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: общество не
доверяет власти и бизнесу, власть не любит общество и бизнес, бизнес не любит
общество и власть. И все имеют на это основание. Раньше, находясь в оппозиции к
власти, я ее, действительно, сильно не любил. Сейчас я власть продолжаю не
любить, но и к обществу мое отношение меняется в худшую сторону.
"ДП": Делать шаги может только новая генерация людей. Старая —
вряд ли.
Никита Белых: Да, согласен. В некоторых случаях появление
новых лиц — задача более легкая, чем реабилитация старых. Но я их, новых,
сейчас не вижу: ни среди бизнеса, ни среди общественников, ни во власти.
"Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?" Чтобы
они появились, нужна система. У меня тут нет рецепта, если бы был —
давно реализовал бы. Такого рода процессы уникальны, они не возникают по
каким–то правилам. И это легенда, что можно перенять зарубежный опыт и по нему
учиться.
"ДП": Какие черты у этих новых лидеров, по вашему мнению, должны
быть?
Никита Белых: Готовность к самопожертвованию. Это люди,
которые ставят успех других превыше своих интересов, и даже, может быть, в ущерб
себе. Они должны быть готовы к тому, что, отработав и добившись определенных
целей для общества, их, как отработанный материал, общество в определенный
момент отторгнет. Они должны быть идеалистами. В нормальной политике, не той,
которая сейчас, нельзя не быть идеалистом.
"ДП": Есть мнение, что демократия России не нужна. Точно так же, как
она не нужна Китаю, который прекрасно без нее развивается.
Никита Белых: Я вообще против того, чтобы проводить
сравнения с Китаем. У нас очень поверхностные знания об этой стране. Да, он
развивается быстро, но до сих пор по некоторым важным экономическим
показателям — производительность труда, ВВП на человека — Китай не
достиг российского уровня, не говоря уже про европейский.
Демократия России, конечно, нужна. Она сейчас нужна ей,
может быть, как никогда раньше. Без демократической модернизации невозможно
решить задачи, которые стоят перед Россией сейчас. Задачи и проблемы, кстати,
властью очень хорошо понимаются.
Вот возьмем, к примеру, статью Медведева "Россия, вперед!".
В ней обозначены проблемы, с которыми я абсолютно согласен: экономическая
отсталость, коррупция и патерналистские настроения. Только я бы патерналистские
настроения обозначил первой по важности проблемой. Она главная. Коррупция и
экономическая отсталость — ее производные.
Объясняю. Когда взяточник берет откаты, у него нет ощущения,
что он обкрадывает каких–то определенных лиц, у него есть ощущение, что он
обкрадывает некое абстрактное государство. И отношение людей к коррупционерам
значительно лояльнее, чем некоторые считают. Неприятия обществом коррупции,
которое является необходимым условием для ее искоренения, нет.
Потому что, когда какой–нибудь замминистра "отпилил",
"откатил", люди не чувствуют, что он у них украл, из их кармана вынул, поскольку
государство для людей — это что–то такое, с ними не связанное. Такое
восприятие — результат патерналистских настроений. С экономической
отсталостью аналогичная ситуация. Все считают, что государство им должно. Что
оно должно развивать производство, делать предприятия конкурентоспособными,
внедрять инновации и так далее. Единственный известный мне способ борьбы с
патернализмом — внедрение демократических принципов.
"ДП": Почему так мало людей голосуют за демократов?
Никита Белых: Много причин. Есть некая усталость от того,
что было раньше — во времена постперестроечного либерализма. И сами партии
виноваты: нет согласия, куча времени и сил уходит на разборки между собой, нет
свежей повестки, нет понимания тех вопросов, которые волнуют людей. А в тех
случаях, когда понимание есть, отсутствует способность доступным языком об этом
заявить.
"ДП": Судя по всему, что сейчас имеет место быть, до
западноевропейской демократии России как до звезды.
Никита Белых: История доказала: многие процессы происходят
гораздо быстрее, чем предполагается. Те, кто предрекал распад Советского Союза,
вряд ли предполагали, что это случится так скоро. Можно спрогнозировать суть
процесса, но когда он точно произойдет, сказать практически невозможно.
"ДП": Что за люди российские чиновники?
Никита Белых: Они умнее, чем кажутся и чем принято считать.
Большинство губернаторов, с которыми я общаюсь, умные люди. Хотя, если судить по
внешним признакам, сразу так порой и не скажешь. Про всех не говорю, но
большинство чиновников вполне адекватные.
"ДП": Почему же тогда так неэффективны?
Никита Белых: Такие условия, в которых приходится работать.
И у каждого свое понимание эффективности.
"ДП": В Вашем Живом журнале в преддверии Хеллоуина Вы написали:
"Некоторые члены правительства намерены изображать упырей, вурдалаков.
Интересно, будут полностью переодеваться или только галстук поправят?" Вы шутили
на все 100%, когда рисовали такой портрет, или не на все 100%?
Никита Белых: ЖЖ — все–таки не официальный сайт
правительства, поэтому я могу тут себе позволить некий стеб. Я не имел в виду
кого–то конкретного, но, да, хотел сказать, что чиновники бывают разными. И
вурдалаки среди них встречаются.
"ДП": Вы себя не чувствуется чужим среди них?
Никита Белых: В регионе я, конечно, в какой–то степени
инородное тело: и в силу своего происхождения — не местного, и в силу
возраста — молодого. Воспринимают как варяга. А что касается
убеждений…. Вы знаете, тем предложениям, которые я выдвигаю, очень сложно найти
контраргументы.
Ну какие могут быть контраргументы против того, чтобы
общество контролировало власть? Или против того, чтобы усилить местное
самоуправление и не обращаться по каждому пустяку в Москву? То есть с
прикладными, не теоретическими, убеждениями сложно спорить, они достаточно
очевидны.