14:4212 ноября 200914:42
42просмотров
14:4212 ноября 2009
Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, насколько россияне информированы об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, приходилось ли нашим согражданам самим участвовать в опросах общественного мнения в качестве респондентов, и отражают ли они реальное мнение граждан.
Большинство наших сограждан полагают, что результаты
социологических опросов отражают реальное мнение граждан. За последние годы
таких респондентов стало несколько меньше: в 2005 году в этом были убеждены 76%,
сейчас - 67%. Напротив, растет доля тех, по мнению которых, результаты массовых
опросов не отражают действительности (с 14% до 19%). Верить результатам опросов
склонны, в первую очередь, селяне (72%), россияне моложе 34 лет (72-73%) и те,
кто участвовали в них в качестве респондентов (70%). Считают их
несоответствующими действительности, как правило, жители средних и более
крупных городов (21-22%) и те, кто никогда не участвовал в них (20%).
Опыт участия в опросах общественного мнения имеют треть
россиян (31%) старше 18 лет (35% в 2005 году). Участники исследовательских
проектов - это, как правило, женщины (33%), молодежь (36%), жители крупных
городов (38%), высокообразованные (38%) и материально обеспеченные россияне
(34-35%). Впрочем, двум третям опрошенных (66%) ранее участвовать в
социологических исследованиях не доводилось. Реже всего в роли респондента
оказываются малообеспеченные (74%), малообразованные (82%) сограждане,
пенсионеры (76%), москвичи и петербуржцы (71%).
За последние годы уровень информированности
россиян
об организациях, занимающихся социологическими исследованиями,
несколько снизился: больше стало тех, кто ничего не знает о них (с 55% до 61%).
Только 38% наших сограждан осведомлены о таких компаниях: 5% - хорошо, 33% -
что-то слышали о них. Лучше всего об организациях, занимающихся исследованиями
общественного мнения, информированы дальневосточники (47%) и высокообразованные
респонденты (46%). Напротив, ничего не знают о таких компаниях жители
Северо-Западного округа и уральцы (по 72%), а также малообразованные россияне
(81%).
Хотя большинству россиян, как и в предыдущие годы, трудно
назвать организации, проводящие в России массовые опросы, таких респондентов с
каждым годом становится меньше (с 79% в 2005 году до 74% в текущем году).
Наиболее известными компаниями являются ВЦИОМ (его называют 13%) и фонд
"Общественное мнение" (7%). Реже упоминают "Левада-центр" (3%) и РОМИР
(2%). За прошедшие годы россияне стали чаще упоминать ВЦИОМ (в 2005 году его
называли 6%, сейчас - 13%) и реже - ФОМ (с 12 до 7%).
Читайте также:
"Вкусное кофе" выбирает 29% россиян, "вкусный" – 62%
Инициативный всероссийский опрос
ВЦИОМ был проведен 7-8 ноября 2009 года. Опрошено 1
600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
Статистическая погрешность не превышает 3,4%.