Около 67% россиян верят, что соцопросы говорят правду

Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, насколько россияне информированы об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, приходилось ли нашим согражданам самим участвовать в опросах общественного мнения в качестве респондентов, и отражают ли они реальное мнение граждан.

Большинство наших сограждан полагают, что результаты социологических опросов отражают реальное мнение граждан. За последние годы таких респондентов стало несколько меньше: в 2005 году в этом были убеждены 76%, сейчас - 67%. Напротив, растет доля тех, по мнению которых, результаты массовых опросов не отражают действительности (с 14% до 19%). Верить результатам опросов склонны, в первую очередь, селяне (72%), россияне моложе 34 лет (72-73%) и те, кто участвовали в них в качестве респондентов (70%). Считают их несоответствующими действительности, как правило, жители средних и более крупных городов (21-22%) и те, кто никогда не участвовал в них (20%).
Опыт участия в опросах общественного мнения имеют треть россиян (31%) старше 18 лет (35% в 2005 году). Участники исследовательских проектов - это, как правило, женщины (33%), молодежь (36%), жители крупных городов (38%), высокообразованные (38%) и материально обеспеченные россияне (34-35%). Впрочем, двум третям опрошенных (66%) ранее участвовать в социологических исследованиях не доводилось. Реже всего в роли респондента оказываются малообеспеченные (74%), малообразованные (82%) сограждане, пенсионеры (76%), москвичи и петербуржцы (71%).
За последние годы уровень информированности россиян об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, несколько снизился: больше стало тех, кто ничего не знает о них (с 55% до 61%). Только 38% наших сограждан осведомлены о таких компаниях: 5% - хорошо, 33% - что-то слышали о них. Лучше всего об организациях, занимающихся исследованиями общественного мнения, информированы дальневосточники (47%) и высокообразованные респонденты (46%). Напротив, ничего не знают о таких компаниях жители Северо-Западного округа и уральцы (по 72%), а также малообразованные россияне (81%).
Хотя большинству россиян, как и в предыдущие годы, трудно назвать организации, проводящие в России массовые опросы, таких респондентов с каждым годом становится меньше (с 79% в 2005 году до 74% в текущем году). Наиболее известными компаниями являются ВЦИОМ (его называют 13%) и фонд "Общественное мнение" (7%). Реже упоминают "Левада-центр" (3%) и РОМИР (2%). За прошедшие годы россияне стали чаще упоминать ВЦИОМ (в 2005 году его называли 6%, сейчас - 13%) и реже - ФОМ (с 12 до 7%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 7-8 ноября 2009 года. Опрошено 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.