Дорожная перезагрузка

СПб. По итогам 9 месяцев 2009 г. количество грузов, перевезенных Октябрьской железной дорогой (ОЖД), сократилось на 21,7%. При этом тариф на перевозки только растет, а не уменьшается.

В ОЖД с оптимизмом заявляют, что отставание от показателей 2008 г. сокращается. Еще в январе 2009 г. грузов было на 41% меньше, а по итогам 9 месяцев отставание составило 21,7%. С начала года грузооборот ОЖД составил 66 млн т грузов, что на 1,2% выше запланированных на этот год показателей.
Перезагрузка
О росте грузооборота заявляет и ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). Основным учредителем компании является ОАО «РЖД». ПГК получила от РЖД 200 тыс. вагонов (21% вагонного парка РФ). Компания была создана в 2007 г. для повышения конкуренции между собственниками подвижного состава на железной дороге: в отличие от РЖД ее «дочка» самостоятельно устанавливает тариф на перевозки. По итогам 9 месяцев количество перевезенных ПГК грузов выросло в 2 раза (перевезено 167,5 млн т) по сравнению с тем же периодом 2008 г. По данным компании, это связано прежде всего с увеличением грузовой базы ПГК и сокращением порожнего пробега вагонов.
Однако не все участники рынка разделяют оптимизм монополиста. «Оживление есть только на рынке экспортируемых товаров (уголь, нефть, удобрения и др.), — считает заместитель гендиректора ЗАО «Евросиб–логистика» Александр Пучков. — Внутренний рынок остался на прежнем уровне, а импорт как стоял, так и стоит. Количество импортных грузов сократилось на 50%».
Тарифная «растишка»
Бизнес жалуется на завышенные тарифы и плохой сервис на железной дороге. Наталья Лутовинова, менеджер по перевозкам ООО «Тариф Транс» (экспедитор), считает, что сейчас многие предпочитают железной дороге морской и речной транспорт, несмотря на все неудобства. Это связано с тарифной политикой РЖД. Например, перевозка сырья морем на 15–20% дешевле, чем по железной дороге.
По итогам 2009 г. тариф на железной дороге увеличится на 11%. При этом в 2010 г. тариф может вырасти еще на 8–11%. Это будет зависеть от того, получат ли РЖД субсидии от государства в размере 50 млрд рублей.
Недавно Федеральная антимонопольная служба также заявила о том, что РЖД должны получить возможность самостоятельно устанавливать тарифы на конкурентоспособных рынках перевозки грузов (в первую очередь рынок нефтепродуктов).
«Дочки» ОАО «РЖД», которое возглавляет Владимир Якунин, наблюдают рост грузооборота.
фото: trend
Цифры
Ж.–д. грузоперевозки
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты