Имущество реализуют на торгах

В России появились одна за другой две площадки для реализации имущества заемщиков–банкротов и залогов.

Первым в июне 2009 появилось «Национальное Залоговое Агентство» (НЗА), а в начале сентября в Петербурге открылся «Российский аукционный дом».
Учредителями аукционного дома выступили Сбербанк (25%), Сбербанк АСТ (8%), Фонд имущества Санкт–Петербурга (33%), ООО «Русский ювелир» — компания при фонде имущества (33%) и некоммерческое партнерство «Гильдия управляющих и девелоперов» (1%). Уставный капитал дома составляет 20 млн рублей.
НЗА учредили два физических лица. Управляющий директор НЗА Антон Политов не назвал имен учредителей, но упомянул, что это люди, имеющие прямое отношение к банковскому и инвестиционному бизнесу, один из них в прошлом владелец банка, а второй — известный бизнесмен. Кроме того, НЗА заручилось поддержкой широкого круга бизнес–партнеров, готовых инвестировать значительные денежные средства. «В их числе западные инвестиционные фонды», — добавляет Антон Политов. Активы на реализацию НЗА выставляет с помощью интернет–площадки. На сегодня объем выставленных на торги лотов достиг 1 млрд рублей. Примерно половина из них приходится на недвижимость и землю, остальное — на автотранспорт, товары на складе и прочее.
В основном лоты выставляют лизинговые компании и банки. Имущество от банков в свою очередь можно разделить на две группы: то, что находится в собственности банка, и спорное имущество (кредит по которому выдан, а взыскания не было).
Вторая площадка — «Российский аукционный дом» — на начальном этапе собирается реализовывать залоги Сбербанка (размер просроченных корпоративных кредитов Сбербанка на 1 августа составил 137,5 млрд рублей).
Но НЗА огромная разница в масштабах между ним и Российским аукционным домом, похоже, не смущает: компания, по признанию руководства, ставит перед собой другие цели. «Мы понимаем, что не в силах конкурировать со структурой, созданной Сбербанком, но и задачу такую не ставим. Мы изначально позиционируем себя по–другому — как открытую и доступную для каждого инвестора и каждого банка площадку». К 2010–2011 году компания надеется, доказав жизнеспособность своей программы, привлечь государственное финансирование и направить его на выкуп «токсичных кредитов».