Надо работать, а не ныть

СПб. Кинорежиссер Алексей Герман-младший рассказал «ДП» о том, что спасет российский кинематограф, почему стране мешает идеология осажденной крепости и кто выживет в кризис.

Вы возглавляли жюри Выборгского кинофестиваля, который недавно завершился. На открытом заседании жюри почти все его участники негативно отзывались о конкурсных картинах. С современным российским кино действительно все плохо?
-- Такое желание сказать, что все плохо, проистекает из того, что значительная часть киносообщества вот уже почти 20 лет пытается поймать фантом под названием «новое русское кино». Ожидает, что в один прекрасный день возникнет кино с абсолютно новым языком. И мы всех победим. В один день, в один миг, а все это -- из-за нашей закомплексованности. От желания, условно говоря, иметь своего Ларса фон Триера. Но такие события происходят редко. Как правило, искусство развивается маленькими шажками, и новое возникает тоже маленькими шажками. И только потом, когда подготовлена почва, возникает прорыв. Помимо этого, скатываясь в ускользающий фантом, мы не обращаем внимания на то, что происходит рядом. Мы живем в индустрии, которой абсолютно неинтересно, за исключением нескольких вменяемых профессионалов, настоящее. Интересно будущее, какие-то фантомные нацпроекты. Хотя ситуация за последние 5-6 лет поменялась: пришло поколение молодых хороших режиссеров.
Если сравнивать с Европой, в Петербурге очень слабые кинофестивали. Почему?
-- На мой взгляд, «Послание к человеку», «Фестиваль Фестивалей» -- это мертвые проекты. К сожалению. Они хорошо начинались, но ни во что не развились. Хотели же в Питере делать большой фестиваль на Дворцовой площади. На мой взгляд, блестящая была идея. И это стало бы событием европейского уровня, праздником. Но хорошую идею сознательно завалили: чтобы не было конкуренции с Международным московским кинофестивалем. Ведь ежу понятно: выбирая между июльской раскаленной Москвой и Питером, все бы выбрали Питер. Московский фестиваль так плохо организован, что почти все продюсеры, прокатчики жалуются и говорят: будь в России другой фестиваль, они бы перебрались туда. Идеи валятся сознательно, и понятно, кто в этом заинтересован.
На Западе современное российское кино играет хоть какую-то роль? И способно ли оно занять то же место в мировом кинематографе, что занимает, например, немецкое или французское кино?
-- Мы все проиграли Голливуду, и нечего себя обманывать. То, что есть сейчас, -- это уже борьба за остатки национальной идентичности. Наша доля, процент людей, которые смотрят российское кино в прокате, в лучшем случае 25-30%. Двадцать лет назад было 100%. К сожалению, весь российский кинобизнес -- это маленький пригород Лос-Анджелеса, два квартала. И потому никому мы не сможем составить конкуренцию. Мы будем занимать какую-то свою нишу, но глобального значения иметь не будем. И должны пройти годы поступательного развития, чтобы наше кино начало восстанавливать свои позиции. Надо работать, создавать что-то, а не ныть бесконечно. Мне думается, интерес к российскому кино можно как-то лоббировать и на государственном уровне, потому что все равно любые культурные события всегда так или иначе связаны с государством.
Вы когда-то говорили, что кризис обнаружит в людях самые низкие черты
-- Это так.
А почему тогда говорят, что кризис -- это очищение?
-- Потому что они глупые, а я умный. В кризис выживают не самые талантливые, а самые подлые и самые хитрые. Кризис не приведет ни к какому очищению. Наоборот, в мутной воде появится еще больше мутных людей.
1960-е -- время идеалистов, 1990-е -- время мещан, а сейчас?
-- А сейчас, мне кажется, вообще никому ничего не интересно. Сейчас пришло поколение, у которого абсолютно другое восприятие времени, пространства, культурного контекста и вообще истории и местоположения страны в мировой системе координат.
Может, современному человеку подвига не хватает?
--Я думаю, что просто в какой-то момент очень резко сместились приоритеты. И человеческая жизнь начала оцениваться с точки зрения накопления предметов.
И страна стала идеологическим банкротом.
--В России идеология, точнее предпосылки к возникновению идеологии, в значительной степени всегда были территориальные. На мой взгляд, после татаро-монгольского ига русское сознание вертится вокруг идеи расширения территории вовне, чтобы сохранить себя. И поэтому Российская империя всегда росла и была экспансивным государством, в том числе Советский Союз. Конечно, жутко, что нет какой-то сверхидеи. Как бы мы ни ругали американцев, но Америка гибка и жизнеспособна, потому что у нее есть такая идея. Если я не ошибаюсь, базируется она на симбиозе семейных ценностей, успеха и мессианской идеологии. А у нас идеология осажденных границ, будто мы -- крепость, окруженная врагами. Но это нежизнеспособная история. Должно быть что-то другое. Что -- я не знаю. России нужна большая идея. Россия без большой идеи сдувается. Другое дело, что хорошо бы в процессе не перекурочить половину своих. Что у нас получается неплохо.
Кинорежиссер Алексей Герман-младший давно махнул рукой на попытки российского кино догнать и перегнать Голливуд.
Фото: андрей кульгун