Российские банки избежали краха

Автор фото: Итар-Тасс

Вопреки прогнозам западных рейтинговых агентств, в России пока не наблюдается массовых банкротств банков из–за невозврата кредитов. Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты считают, что банкирам в итоге удастся так или иначе выкрутиться из трудного положения.

Прогнозы о том, что с каждым месяцем банки все чаще будут сталкиваться с невозвратами кредитов, пока оправдываются. Но банковская система имеет шансы избежать коллапса.
Статистика Банка России красноречиво свидетельствует, что предприятия–заемщики все чаще не справляются с платежами по кредитам (см. диаграмму). Наиболее радикальные пессимисты предсказывали такое нарастание проблемных кредитов, которое могло бы привести к банкротству сотен банков.
В середине мая рейтинговое агентство Standard & Poor's объявило, что ожидает увеличения доли просрочки в кредитном портфеле российских банков до 35–50% при оптимистичном сценарии и до 60% — при пессимистичном. В июне рейтинговое агентство Fitch опубликовало прогноз, что объем просроченной задолженности в российской банковской системе в 2009 году может составить 25% от общего кредитного портфеля.
"Проблема просроченных кредитов для банков достаточно серьезна, так как рост "плохой" задолженности требует создания дополнительных резервов, что приводит к убыткам банков и уменьшению величины собственного капитала", — констатирует Мария Кальварская, начальник отдела анализа рынка акций банка "КИТ Финанс".
До кризиса нормальным показателем рентабельности активов банков считалось 3–5%. Это означает, что если заемщики не возвращают банку 5% кредитов, он работает с нулевой рентабельностью. А если больше — кредитный бизнес приносит убытки; занимаясь им, банк проедает собственный капитал.
Российские банки избежали краха Российские банки избежали краха
Тем не менее на дворе уже второе полугодие, а массовых банкротств в банковском бизнесе пока не наблюдается. Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты допускают, что банкирам в итоге удастся так или иначе выкрутиться из трудного положения.
Банки стараются реструктуризировать проблемные кредиты, а также изобретают одну за другой схемы избавления от плохих кредитов в обмен на другие активы. Например, на паи закрытых паевых фондов, наполненных теми самыми проблемными кредитами. Но эти схемы позволят лишь замаскировать проблему, а не решить. Поэтому Банк России не спешит их одобрять.
Банкиры также прибегают к пополнению капитала за счет государства или акционеров, что позволит продолжить бизнес после масштабных убытков от списания плохих активов. Так, банк ВТБ проводит дополнительную эмиссию акций на 90 млрд рублей по номиналу.
Правительство РФ выделило из Фонда национального благосостояния 410 млрд рублей на предоставление субординированных кредитов через Внешэкономбанк.
"Вряд ли процесс банкротства банков будет носить массовый характер среди средних и крупных банков. Банки по–прежнему генерируют достаточные операционные доходы, чтобы покрывать значительную часть растущих отчислений в резервы, — отмечает Мария Кальварская. — Если говорить о банкротстве именно как следствии роста проблемных кредитов, то это скорее касается небольших банков, где основная часть кредитного портфеля приходится на одного или связанных заемщиков, чьи неплатежи приводят к резкому сокращению доходов банка, а не просто к увеличению резервов".
Небольшие банки, не злоупотреблявшие кредитованием крупных заемщиков, также могут избежать последствий кризиса.
"Мы всегда охотно кредитовали торговлю товарами первой необходимости, например продовольствием, — радуется председатель совета директоров ОАО "Петербургский социальный коммерческий банк" Владимир Прибыткин. — Этот бизнес в результате кризиса почти не пострадал. В результате у нас доля просроченных кредитов не превышает 1%".