Художественный руководитель балета Большого театра Юрий Бурлака рассказал "Деловому Петербургу" о том, можно ли в кризисные времена устраивать представления с живыми слонами или тиграми на сцене.
"ДП": Вы согласны, что теперь не время устраивать представления с
живыми тиграми на сцене? Вот директор Михайловского театра Владимир Кехман
говорит: нужно делать качественные бюджетные постановки.
Ю.Б.: Я согласен с господином Кехманом по поводу того, что
надо делать качественные постановки — но их нужно делать в любое время. Вы
упомянули балет "Спартак", который я не считаю качественной постановкой: на мой
взгляд, это мало похоже на балет, а больше на некое шоу. Можно привести живых
слонов в "Баядерке" — это не показатель качества.
Большой театр — это академический национальный театр,
который предполагает большие полотна определенного уровня, определенных
постановщиков и балетмейстеров. Государственное финансирование Большого было
урезано, поэтому приходится экономить. Это, к счастью, не касается балетных
постановок, в отличие от некоторых оперных, которые у нас слетели.
Тем не менее в декабре будет премьера балета "Эсмеральда",
который я буду ставить. Это больш
ой балет в трех актах, который требует больших финансовых затрат.
Для него нужны подробные декорации, большое количество костюмов, и слава Богу,
что это проходит по финансированию этого года, потому что в следующем году у
театра, возможно, не будет возможностей для постановки такого масштабного
полотна. Может быть, придется делать какие–то более мелкие формы.Читайте также:
Мариинский театр: желающих проектировать много
Второй постановкой, которую я задумал, был балет "Онегин"
Джона Крэнко — классика XX века. К сожалению, наследники автора поставили
такие финансовые условия, что для театра постановка оказалась слишком дорога.
Поэтому пришлось от нее отказаться, на ее месте возникнет другая.
"ДП": Какие трудности в работе над "Эсмеральдой"?
Ю.Б.: Конечно, как и в любом старинном спектакле, многое уже
утрачено, и мне макcимально хотелось бы это восстановить. Нужно что—то
пересмотреть, потому что какие—то вещи уже неприемлемы.
Кстати, господину Кехману стоило бы знать, что на сцене
Михайловского шел прекрасный балет "Эсмеральда" в редакции Николая Боярчикова.
Его больше нет, как и многих других спектаклей классического наследия. Мне
кажется, именно эти спектакли сейчас вызывают неподдельный интерес зрителей, они
очень качественные и могли бы позволить театрам пережить наше сложное время.
"ДП": Современный балет в смысле кассы не так успешен?
Ю.Б.: Смотря какой.
"ДП": Какое влияние на репертуар Большого оказывает попечительский
совет, куда входят, например, Нелли Алекперова, Виктор Вексельберг, Алишер
Усманов?
Ю.Б.: Люди, которые входят в совет, не оказывают влияния на
репертуар театра. Художественные руководители балета, оперы обсуждают репертуар
с руководством театра, после чего принимается решение, быть постановке или не
быть. После этого возможно обращение театра за помощью к попечительскому
совету.
"ДП": В Москве билеты дороже, чем в Петербурге?
Ю.Б.: Да, стоимость билетов на гала доходит до 10 тыс.
рублей.
"ДП": Вы часто бываете в Петербурге?
Ю.Б.: В апреле я был на фестивале Dance Open, где мне
присудили замечательный приз. У меня много друзей и знакомых в Петербурге, я
очень люблю этот город, когда–то я хотел там жить и работать, но так сложилась
моя судьба, что вся моя жизнь связана с Москвой.