Художественный руководитель балета Большого театра: "Приходится экономить"

Автор фото: Итар-Тасс
Юрий Бурлака

Художественный руководитель балета Большого театра Юрий Бурлака рассказал "Деловому Петербургу" о том, можно ли в кризисные времена устраивать представления с живыми слонами или тиграми на сцене.

"ДП": Вы согласны, что теперь не время устраивать представления с живыми тиграми на сцене? Вот директор Михайловского театра Владимир Кехман говорит: нужно делать качественные бюджетные постановки.
Ю.Б.: Я согласен с господином Кехманом по поводу того, что надо делать качественные постановки — но их нужно делать в любое время. Вы упомянули балет "Спартак", который я не считаю качественной постановкой: на мой взгляд, это мало похоже на балет, а больше на некое шоу. Можно привести живых слонов в "Баядерке" — это не показатель качества.
Большой театр — это академический национальный театр, который предполагает большие полотна определенного уровня, определенных постановщиков и балетмейстеров. Государственное финансирование Большого было урезано, поэтому приходится экономить. Это, к счастью, не касается балетных постановок, в отличие от некоторых оперных, которые у нас слетели.
Тем не менее в декабре будет премьера балета "Эсмеральда", который я буду ставить. Это большЮрий Бурлака Юрий Бурлака ой балет в трех актах, который требует больших финансовых затрат. Для него нужны подробные декорации, большое количество костюмов, и слава Богу, что это проходит по финансированию этого года, потому что в следующем году у театра, возможно, не будет возможностей для постановки такого масштабного полотна. Может быть, придется делать какие–то более мелкие формы.
Второй постановкой, которую я задумал, был балет "Онегин" Джона Крэнко — классика XX века. К сожалению, наследники автора поставили такие финансовые условия, что для театра постановка оказалась слишком дорога. Поэтому пришлось от нее отказаться, на ее месте возникнет другая.
"ДП": Какие трудности в работе над "Эсмеральдой"?
Ю.Б.: Конечно, как и в любом старинном спектакле, многое уже утрачено, и мне макcимально хотелось бы это восстановить. Нужно что—то пересмотреть, потому что какие—то вещи уже неприемлемы.
Кстати, господину Кехману стоило бы знать, что на сцене Михайловского шел прекрасный балет "Эсмеральда" в редакции Николая Боярчикова. Его больше нет, как и многих других спектаклей классического наследия. Мне кажется, именно эти спектакли сейчас вызывают неподдельный интерес зрителей, они очень качественные и могли бы позволить театрам пережить наше сложное время.
"ДП": Современный балет в смысле кассы не так успешен?
Ю.Б.: Смотря какой.
"ДП": Какое влияние на репертуар Большого оказывает попечительский совет, куда входят, например, Нелли Алекперова, Виктор Вексельберг, Алишер Усманов?
Ю.Б.: Люди, которые входят в совет, не оказывают влияния на репертуар театра. Художественные руководители балета, оперы обсуждают репертуар с руководством театра, после чего принимается решение, быть постановке или не быть. После этого возможно обращение театра за помощью к попечительскому совету.
"ДП": В Москве билеты дороже, чем в Петербурге?
Ю.Б.: Да, стоимость билетов на гала доходит до 10 тыс. рублей.
"ДП": Вы часто бываете в Петербурге?
Ю.Б.: В апреле я был на фестивале Dance Open, где мне присудили замечательный приз. У меня много друзей и знакомых в Петербурге, я очень люблю этот город, когда–то я хотел там жить и работать, но так сложилась моя судьба, что вся моя жизнь связана с Москвой.