Битва брендов, бизнес-планов

СПб. Победителем регаты Volvo Ocean Race может стать не столько тот, кто показал лучшие спортивные качества, сколько тот, кто написал лучший бизнес-план.

Для начала нужно построить яхту, которая способна выдержать океанское плавание и побить соперников по скорости. Это значит, что она должна быть прочной и легкой. Сейчас такие суда строят целиком из углепластика. Кроме того, такая яхта должна быть в буквальном смысле напичкана суперсовременным навигационным оборудованием и другим хай-теком ведущих фирм. Построить яхту, которая удовлетворяет жестким условиям VOR, -- значит доказать, что твоя команда и твоя страна находятся на переднем крае развития современных технологий.
Яхта Volvo Open 70 стоит от 5-10 млн евро, но это далеко не все расходы участника гонки. Ведь нужно еще оплачивать услуги высокопрофессиональной команды на судне и берегу, разного рода сборы и стоянки в портах, гостиницы для десятков людей -- и делать это не только на протяжении 9 месяцев собственно гонки, но и на многомесячном этапе подготовки. Организатор финиша регаты в Петербурге Наталья Федорова считает, что эти расходы могут составлять примерно 50 млн евро.
При этом вы вряд ли сможете использовать яхту в следующей гонке. Дело не только в том, что такие суда быстро стареют морально. По словам капитана команды «Четырех ветров» Андрея Дыбовского, углепластик, из которого состоит корпус, быстро разрушается под воздействием соли и ультрафиолета. «Без трещин такие гонки не проходят, -- говорит Дыбовский. -- Это не стальные яхты, которые служат годами». Так что, хорошо если после окончания гонки какой-нибудь клуб возьмет вашу яхту хотя бы за минимальную стоимость, как сувенир.
Дело осложняется тем, что в России подобных яхт не строят. Верфей, способных сделать столь специфический продукт, немного, но они есть в Европе, Австралии и Новой Зеландии, в Азии, в США. Свою Team Russia Жеребцов построил в Англии. Корпус такой яхты (проект, испытания и строительство) стоит около 6 млн евро. Еще 3 млн евро стоит комплект парусов (проект, испытания, изготовление).
Очевидно, человеком или компанией, которая все-таки решилась на такую затрату сил и средств, должны двигать не только спортивное упорство и твердый характер, но и дальний расчет. Например, на продвижение бренда или на попадание в элитный клуб тех, кто не только может позволить себе подобное сражение с обстоятельствами, но и умеет это сделать.
Факты
Регата Volvo Ocean Race
Первая регата прошла в 1973 году, победили испанцы.
Последняя регата началась в Аликанте (Испания) 11 октября 2008 года, а финиширует в Петербурге 27 июня 2009 года.
До 2001 года принадлежала пивоваренной компании Whitbread, которая продала ее Volvo за $7,5млн.