В 1775 году веймарский герцог назначил 26–летнего философа, поэта и магистра права Иоганна–Вольфганга Гете тайным советником, потом сделав его министром и главой правительства. В 2009 году правительство России отстранило школьных преподавателей от оценки знаний учеников. Позвольте объяснить, как связаны эти два события.
В конце XVIII века среди правителей германских земель
победила точка зрения, что интеллектуалов необходимо привлечь к управлению
государством. Людям науки стали давать высшие государственные должности, а кроме
того — и, может быть, это даже важнее — в руки профессуры передали
прием госэкзаменов у чиновников. Таким образом, опираясь на интеллектуалов,
правители могли держать дворянскую бюрократию под контролем. При этом
промышленники и финансисты без высшего образования вообще не имели слова в
управлении страной, если, конечно, те не выдавали своих детей за детей дворян
или ученых.
В результате немцам удалось создать крайне эффективное
государство, в котором коррупция не значилась в числе проблем. Чиновники знали
свое место, потому что в обязательном порядке заканчивали образцовые
университеты, где сдавали строгие экзамены профессорам, статус которых — и
доход! — был крайне высок.
Во времена Веймарской республики система дала сбой: инфляция
обесценила преподавательские оклады и профессора понесли на блошиный рынок
фамильное серебро. Бал правила денежная олигархия, но продолжалось это недолго.
Немецкие интеллектуалы возненавидели республику, и многие из них вскоре
поддержали Гитлера.
При чем здесь наш ЕГЭ? А при том, что в России власти пошли
по пути злополучной Веймарской республики — и даже еще дальше. У нас не
только обесценились академические оклады и ученых вытолкнули в переход торговать
китайскими шмотками, престиж работников образования таков, что их впору называть
"новыми люмпенами".
Читайте также:
Колледжи стали популярны
Будучи образцами морали и нравственности, российские
чиновники сочли самым коррумпированным классом в обществе школьных учителей и с
этого года не доверяют им принимать экзамены. Элита высшей школы беспокоится не
зря, потому что следующий мощный удар будет нанесен именно по ее престижу. Ведь
теперь преподаватель воспринимается как некий придаток к компьютеру, и контроль
за этим компьютером полностью в руках чиновников.
Власть у нас в стране и так принадлежит чиновничьему
сословию, которое подмяло под себя и бизнес, и общество. Скорость и упорство, с
которым чиновники продвигают ЕГЭ, объясняется их волей к безраздельной власти,
власти без каких–либо сдержек и противовесов.
В такой ситуации неизбежна негативная селекция, когда
бестолковый или коррумпированный чиновник тянет за собой еще более бестолковых и
коррумпированных. О какой инновационной экономике можно после этого говорить?
Да и коррупция в сфере образования не уменьшится:
преподаватели, эти рабы системы, оплачиваемые хуже гастарбайтеров, будут
смотреть в другую сторону, когда элитное чадо будет пользоваться на экзамене
шпорами.
Президент Медведев недавно записал в своем видеоблоге: "Мы
должны заниматься отбором на государственную службу просто нормальных, приличных
людей, которые поступают в институты, в вузы не для того, чтобы впоследствии
брать взятки на государственной службе, а которые мотивированы служить
государству. Только так можно создать в нашем обществе тот самый
антикоррупционный стандарт поведения".
Вопрос на засыпку президенту: кто будет осуществлять отбор?
Уже понятно, что не интеллектуалы.