Автокредиты вернулись в 2004 год

Автор фото: "ДП"

Российский рынок автокредитования сократился в объеме в 4 раза и откатился на 5 лет назад. Впрочем, по оптимистическому прогнозу в конце года станет лучше.

В 2008 году суммарный объем рынка автокредитов составил порядка 500 млрд рублей ($20 млрд по среднему курсу 2008 года), подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". В этом году рынок может откатиться к уровням 2004 года, когда кредитный бум только начинался, считают в "Автостате".
В 2004 году по кредитным схемам было продано порядка 350 тыс. автомобилей. К 2007 году объем этого сегмента рынка вырос в три с лишним раза, превысив отметку в 1 млн единиц. Если летом 2008 года практически каждый второй новый автомобиль приобретался с использованием заемных средств, с началом кризиса ситуация радикально изменилась.
Банки начали плавно повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. В результате к концу года доля кредитных машин снизилась до 15–20%. Средние ставки по автокредитам выросли в 2–2,5 раза — с 12–14% до 25–30% годовых, а местами доходили до 35–40%. Лимиты на автокредитование во многих банках были сокращены в 5–10 раз.
Впрочем, в апреле–мае 2009 года ситуация стала выправляться. Этому способствовала государственная программа субсидирования ставок на покупку машин российской сборки. Сейчас такие кредиты составляют уже порядка 10% от всех выдаваемых автокредитов. На 28 мая, по данным Минпромторга, подано 19 617 заявок на получение субсидированного кредита и 8873 кредита уже выдано.
Банкиры и сами запускают совместные "льготные" программы с автопроизводителями. Достаточно активно работают в этом направлении такие банки, как "УралСиб", Альфа–Банк, "ЮниКредит", Газпромбанк, "Русфинанс", Райффайзенбанк и ряд других. Среди автопроизводителей это АвтоВАЗ, ГАЗ, General Motors, Ford, KIA, Renault, Volkswagen, Suzuki и другие. Зачастую такие кредиты выдаются под 0%, однако требования к заемщику в таких случаях высоки.
Если в российской экономике не произойдет второй волны кризиса, то можно предполагать, что доля кредитных машин снова начнет расти и к концу года увеличится до 30–35% от общего объема рынка, говорит директор "Автостата" Сергей Целиков. Тем не менее емкость рынка автокредитования снизится в 2009 году почти в 4 раза — до $5,6 млрд. Это произойдет не только из–за снижения числа выданных кредитов, но и в результате снижения их средней стоимости — с $15,4 тыс. до $14 тыс., которая, в свою очередь, вызвана увеличением первоначального взноса.