Российский рынок автокредитования сократился в объеме в 4 раза и откатился на 5 лет назад. Впрочем, по оптимистическому прогнозу в конце года станет лучше.
В 2008 году суммарный объем рынка автокредитов составил
порядка 500 млрд рублей ($20 млрд по среднему курсу 2008 года), подсчитали в
аналитическом агентстве "Автостат". В этом году рынок может откатиться к уровням 2004
года, когда кредитный бум только начинался, считают в "Автостате".
В 2004 году по кредитным схемам было продано порядка 350
тыс. автомобилей. К 2007 году объем этого сегмента рынка вырос в три с лишним
раза, превысив отметку в 1 млн единиц. Если летом 2008 года практически каждый
второй новый автомобиль приобретался с использованием заемных средств, с началом
кризиса ситуация радикально изменилась.
Банки начали плавно повышать ставки и ужесточать условия
получения кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. В
результате к концу года доля кредитных машин снизилась до 15–20%. Средние ставки
по автокредитам выросли в 2–2,5 раза — с 12–14% до 25–30% годовых, а
местами доходили до 35–40%. Лимиты на автокредитование во многих банках были
сокращены в 5–10 раз.
Впрочем, в апреле–мае 2009 года ситуация стала выправляться.
Этому способствовала государственная программа субсидирования ставок на покупку
машин российской сборки. Сейчас такие кредиты составляют уже порядка 10% от всех
выдаваемых автокредитов. На 28 мая, по данным Минпромторга, подано 19 617 заявок
на получение субсидированного кредита и 8873 кредита уже выдано.
Читайте также:
Британцы пришли дать кредиты богатым россиянам
Банкиры и сами запускают совместные "льготные" программы с
автопроизводителями. Достаточно активно работают в этом направлении такие банки,
как "УралСиб", Альфа–Банк, "ЮниКредит", Газпромбанк, "Русфинанс", Райффайзенбанк
и ряд других. Среди автопроизводителей это АвтоВАЗ, ГАЗ, General Motors, Ford,
KIA, Renault, Volkswagen, Suzuki и другие. Зачастую такие кредиты выдаются под
0%, однако требования к заемщику в таких случаях высоки.
Если в российской экономике не произойдет второй волны
кризиса, то можно предполагать, что доля кредитных машин снова начнет расти и к
концу года увеличится до 30–35% от общего объема рынка, говорит директор
"Автостата" Сергей Целиков. Тем не менее емкость рынка автокредитования снизится
в 2009 году почти в 4 раза — до $5,6 млрд. Это произойдет не только
из–за снижения числа выданных кредитов, но и в результате снижения их средней
стоимости — с $15,4 тыс. до $14 тыс., которая, в свою очередь, вызвана
увеличением первоначального взноса.