РЖД уводят поезда на запасной путь

Автор фото: "ДП"

ОАО "РЖД" с начала года сократило перевозки пассажиров на 10%, до 353,3 млн человек, и грузов — на 26%, до 336,8 млн т. Этому способствовал не только кризис, но во многом и отсутствие гибкости монополиста, клиенты которого выбирают более дешевый транспорт.

Наибольшие потери пришлись на строительные грузы (на 47,5%, до 34,4 млн т) и уголь (на 18,6%, до 86 млн т). Нефть и нефтепродукты показали более оптимистичное снижение — всего на 5,1% (до 75,8 млн т). Перевозки кокса сократились на 40,2%, до 2,6 млн т, руды железной и марганцевой — на 23,7%, до 28 млн т, черных металлов — на 33,4%, до 19,6 млн т, химических и минеральных удобрений — на 20,4%, до 12,7 млн т. Среди основных видов груза прирост показали лишь перевозки зерна и продуктов перемола — на 19,5%, до 8,3 млн т.
Вместе с тем небольшие частные железнодорожные операторы сумели даже нарастить свои показатели (хотя не раскрывают их) как по контейнерам (наиболее прибыльный вид грузов), так и по генеральным грузам. Генеральный директор ООО "Модуль" Александр Альцшулер говорит, что значительная причина потери РЖД грузов — "отсутствие коммуникабельности". Оно не позволяет монополисту подстроиться под новые условия рынка.
Так, группа "Северсталь" на днях сообщила, что на фоне изменений транспортных ставок перевод грузов на речные перевозки с железной дороги позволит сэкономить ей за год 90 млн рублей. Наибольшая часть металла (порядка 70%) будет отправляться через Санкт–Петербург. Часть металла будет отправляться клиентам через порты Ростова и Астрахани. Комбинат в Череповце планирует активно использовать водный транспорт для доставки металла клиентам и на внутренний рынок, в том числе предприятию сбытового сегмента дивизиона — ТД "Северсталь–Инвест". Таким образом, отсутствие гибкости в маркетинговой политике РЖД привело к потере одного из крупнейших клиентов.
Спад пассажирских перевозок продолжает углубляться. Так, в апреле он составил 13,8% (до 94,4 млн человек) против 10,2%–ного падения за 4 месяца в целом. Больше всего железная дорога теряет в самом крупном, пригородном сегменте (минус 13,7%, или 85,3 млн человек, в апреле). Сокращение дальних перевозок на 14,9% в апреле позволило перевезти лишь 9,1 млн человек.