Колумнист "Выходного" о "развивающем" и "угнетающем развитие" кинематографе.
Приятель показал на огромную коробку, полную видеокассет
ВХС. "Вот, выбрасываю, перешел на DVD. Все американское кино, кое–какое наше и
старые наши", — предложил он мне забрать что–нибудь. С грустью решили посчитать,
сколько времени жизни убито на "одноразовое" кино. Получилась устрашающая цифра.
По два и больше раз можно смотреть (за редким исключением) только старые наши.
Эти картины и не выглядят дорогими, в отличие от прочих.
Стали делить всю кучу на "развивающие" и "угнетающие
развитие" — опять вышла та же пропорция, и не в пользу "развивающих". Прикинули
честно, какие доходны, а какие нет в условиях рынка. С унынием пришлось
согласиться, что "угнетающие" доходнее. И несложно дотумкать почему.
"Одноразовое" кино — это род комфорта, а вся современная жизнь — к нему
безудержное стремление. Произведения развивающие, то есть побуждающие к
размышлению, тревожат сон разума, а стремление к комфорту — действие
поврежденного, гипертрофированного механизма выживания.
Современный зритель уже не посочувствует решению панфиловцев
стоять насмерть. Не были бы дураки, так и отступили бы плавно (пример художника
Владимира Шинкарева). Да и неинтересно. Зато интересно, что папаша главной
героини, девочки из фильма "Миллионер из трущоб", после успеха картины продал
малолетнюю дочь–артистку шейху. Сколько вопросов! Почем продал? Злодей ли шейх,
педофил ли? Рада ли та? Мамаша рада ли?
Небось по их традициям — так и наилучшая судьба для ребенка.
Сама эстетика фильмов и воспитывает в духе мысленного подсчета затрат на фильм,
а не сочувствия смыслу происходящего. Больше будем тратить — дольше проживем до
окончательного кризиса. "Закон у бизнеса простой: брать деньги с денег за
постой". Та же эстетика и в оформлении фойе кинотеатров и кукурузе с ее
небезобидным, достигающим запахом. А хочется, чтоб как в детстве: все, что
видишь перед сеансом, — предчувствие радости. Нахохочешься в зале над
какой–нибудь «Операцией Ы» и выкатываешься после с твердым намерением стать
умным, как Шурик, и пойти еще раз на это кино — с друзьями, счастливым
ротозеем.