"100 тысяч человек обладает очень серьезным капиталом"

Автор фото: dpmoney

Управляющий партнер управляющей компании "Эверест Эссет Менеджмент" Дмитрий Ивлюшин уверен, что даже в период кризиса может приумножить сбережения  своих клиентов. Главное - верить в свои способности.

Dpmoney: "Эверест Эссет Менеджмент"довольно молодая компания. Вы на рынке около года и в уже в самом начале столкнулись с непростой экономической ситуацией. КаМозг против кризисак Вы ее переживаете?
Дмитрий Ивлюшин: Я стараюсь и в жизни, и в работе придерживаться того принципа, что надо не меньше тратить, а больше зарабатывать. Самая лучшая антикризисная мера – быть востребованным вне зависимости от сложившейся ситуации. Кризис, на мой взгляд, понятие абстрактное. Текущая ситуация является кризисной относительно 2005-2006 года.
Если мы посмотрим на цены более ранних периодов, мы увидим, что нефть, например, в 2002 году стоила дешевле, чем сейчас. То есть у нас в стране кризис только относительно нескольких последних очень счастливых лет. Если мы сравним текущую ситуацию с 1999 годом, то увидим, что никакого кризиса нет, им вообще не пахнет.
Сейчас надо не тратить деньги зря, а стремиться сделать интересный и востребованный продукт. В этом случае есть шанс, что кризис будет ощущаться менее сильно.
Dpmoney: Не страшно работать в кризис?
И.Д.: Не страшно. Если бояться, можно вообще ничего не делать. Я об этом даже не задумываюсь. С мыслями "ой, а что же завтра будет" никакого бизнеса создавать нельзя. Лучше собрать вещи, уехать на Гоа и прекрасно провести там время.
Dpmoney: Расскажите, какие антикризисные меры предприняла ваша компания?
И.Д.: Каких-то специальных антикризисных мер, мы не предпринимали. Например, в такой непопулярной антикризисной мере, как сокращение штата "Эверест Эссет Менеджмент" не нуждается, пот"100 тысяч человек обладает очень серьезным капиталом""100 тысяч человек обладает очень серьезным капиталом"ому что, как руководитель, я не делю кадровую политику на антикризисную и какую-то еще. Если человек работает плохо или неэффективно, то я его уволю вне зависимости от текущей экономической ситуации. Кризис для меня возникнет тогда, когда мой продукт перестанет быть востребованным. На период кризиса задача нашей компании – зарабатывать – осталась прежней. Поэтому в антикризисных мерах мы не нуждаемся.
Мы продолжаем и нанимать, и увольнять сотрудников. Например, за последний квартал мы наняли в два раза больше сотрудников, чем уволили. Условно говоря, ушло семь человек, пришло – тринадцать. И эти семь ушли потому что перестали решать те задачи, которые я перед ними ставил. Я бы их уволил, даже если бы экономическая ситуация была более благоприятной.
Dpmoney: Создается впечатление, что вы стремитесь изолировать себя от кризиса.
И.Д.: Не изолировать. У меня просто другой подход. Вот смотрите, McDonalds сейчас растет. Есть кризис конкретно в McDonalds? Нет, конкретно в McDonalds кризиса нет. Есть кризис, условно говоря, в ресторане, где шампанское стоило $10 тыс. за бутылку. Этот продукт сейчас перестал быть востребованным и там кризис. В McDonalds кризиса нет, потому что принцип работы этого предприятие, продукты и услуги, которые оно предоставляет, соответствуют сложившейся экономической ситуации и продолжают оставаться востребованными.
Зачем McDonalds сокращать персонал? Надо ему увольнять поваров? Нет. Наоборот, компания будет набирать персонал, чтобы обслужить увеличивающийся поток клиентов. У меня аналогичная позиция. Нужно подстроиться и соответствовать тем условиям, которые диктует рынок. Людей сейчас волнует, что им делать с деньгами. Если компания может им предложить адекватные и продуктивные решения этой проблемы, они будут с ней сотрудничать.
Dpmoney: Какие Вы предлагаете продукты, которые, на Ваш взгляд, сейчас востребованы?
И.Д.: У нас есть идеи, как работать на товарных рынках и есть идеи, как работать на рынках недвижимости. Это во многом уникальные предложения. Продавать человеку нужно не продукты, а соответствие его ожиданиям. Нужно узнать, что человек хочет получить и найти соответствующие решения. Мы как фокусник, который достает нужного кролика из цилиндра. Опять же, предлагая тот или иной вариант решения, мы исходим из того, какими средствами клиент располагает и какой результат он ждет. Если идея востребованная, то на нее соглашается восемь человек из десяти.
По сути, клиента не интересуют бананы, нефть, акции, облигации сами по себе, его интересует доход и то, сколько он сможет заработать, используя эти инструменты. Если ему предложить готовую, успешно работающую идею, он к ней с удовольствием присоединится и вряд ли выступит с оригинальным предложением по покупке венесуэльских акций. Его же не акции интересуют, а конечный результат. Если заинтересованный человек видит, что достичь желаемого результата он может, например, с российскими облигациями, то он согласится на этот инструмент.
Кроме того, даже те же самые действия на рынках облигаций или акций мы проводим более квалифицированно, чем это делают остальные компании.
Dpmoney: За счет чего?
И.Д.: За счет собственных мозгов. За счет того, что я нанял на работу тех, которые в состоянии это делать. Мне хватило головы этих людей найти и правильно их использовать. Если я лично управляю Вашим портфелем, то я получу результат лучше в два раза, чем текущие индексы. Почему? Никакого инсайда нет. Просто потому, что я думаю, может, чуть лучше, чем это делает среднестатистический человек. Можно ли это как-то объяснить? Никак. Почему один играет в шахматы лучше другого? Он просто умнее. С этим ничего не поделаешь.
Dpmoney: Что отличает Вашу компанию от других? Почему вы считаете, что клиенты выберут именно Вас, а не "Тройку Диалог", например, которая на рынке работает довольно долго?
И.Д.: А кто сказал, что выберут именно нас? Может и "Тройку", может еще кого-то. Я на самом деле очень спокойно к этому отношусь. В Москве около 100 тыс. человек обладает очень серьезным капиталом. И сказать, что кто-то из существующих компаний мешает работать "Эвересту" – очень большое преувеличение. Ни они нам не мешают, ни мы им. "Эверест Эссет Менеджмент" по объему средств в управлении можно отнести к компаниям среднего уровня. Огромных средств в управлении у нас нет. И отталкиваюсь я не от конкурентов, а от востребованности.
Если я смогу для клиента заработать 20% годовых, он будет работать именно со мной и никакая другая компания его не переубедит. Например, когда человек идет к врачу он выбирает именно того доктора, с которым ему более комфортно и которому он доверяет, несмотря на то, что аналогичных специалистов довольно много. С деньгами, которые передаются в управление, ситуация аналогичная. Задача таких компаний, как наша, как раз и заключается в том, чтобы соответствовать интересам инвесторам. В этом случае не придется бегать за инвестором с просьбой "дай, пожалуйста, деньги", потому что клиент сам будет заинтересован в компании.
Dpmoney: Амбиции у Вас есть? вы хотите вырасти?
И.Д.: Я хочу оказывать качественный сервис инвесторам, потому что необходимое условие существование управляющей компании. Сделать из "Эвереста" управляющую компанию №1 в России только по объему средств под управлением я не стремлюсь. Это не самоцель. Самоцель – качественные продукты и качественные идеи. При ее реализации я получу клиентов и смогу заработать.
Dpmoney: Расскажите о планах "Эверест Менеджмент". Какой Вы видите компанию через год, через три года и через пять лет?
И.Д.: Бизнес по управлению активами - бизнес очень долгоиграющий. Ключевая задача – собрать персонал, выстроить взаимоотношения с клиентами, чтобы можно было работать несколько лет. Поэтому задачи на временной период сроком 1-3 лет едины: мы должны оказывать качественный сервис и получить хорошие результаты, компания должна быть, вне всякого сомнения, прибыльной, кроме того, мы ставим перед собой задачу вернуть акционерам те инвестиции, которые они в нас сделали. Это я планирую сделать уже в следующем году. В этом году мы должны получить операционную прибыль, а в следующем - вернуть акционерам первоначальные инвестиции. Вот такие тактические задачи я ставлю перед собой и своими сотрудниками.
Dpmoney: Ваш клиент, какой он? Дайте его словесный портрет.
И.Д.: Наш потенциальный клиент - человек с капиталом от $1 млн, который серьезно озаботился вопросом, как ему правильно распорядиться имеющимися средствами. Наш клиент должен обладать средствами и быть готовым принимать решения, относительно их дальнейшей судьбы.
Dpmoney: Сколько на данный момент у вас клиентов?
И.Д.: Сейчас в нашем управлении находятся средства около 50 клиентов.
Dpmoney: Какие ассоциации возникают у Вас при слове "кризис"?
И.Д.: Никаких. Я вообще считаю, что о нем нужно как можно меньше говорить. Кризис сейчас для многих звучит как оправдание: "Что вы от меня хотите – кризис" или "Я не виноват, это все кризис". Виноват. Когда специалист делает свою работу, он несет за нее ответственность. Закон капитализма заключается в том, что за свои поступки надо отвечать. Сейчас уже и до государства дошло, что вытащить всех за свой собственный счет не получится. Если ты являешься акционером и владельцем бизнеса, ты несешь за него ответственность? И никакой кризис эту ответственность снимать не должен.
Dpmoney: Как Вы оцениваете политику "мягкой девальвации"?

И.Д.:
Очевидно, что возможности оставлять ситуацию без каких-либо изменений, не было. Девальвация была необходима. Еще Ленин говорил, что сырые материалы - это все, что мы можем поставлять за рубеж. Если уж цены на сырье упали, то девальвировать национальную валюту было необходимо. Возможно, сейчас имеет смысл говорить не о характере девальвации. А о том, все ли было правильно сделано в предыдущие годы, когда казалось, что ситуация вокруг довольно благоприятная. А сейчас выясняется, что Россия осталась один на один с очень недифференцированной и трудно управляемой экономикой.
Удалось бы нам сохранить резервов, если бы девальвация была не "мягкой" – вопрос философский. Если мы посмотрим на резервы других стран, где ослабление национальных валют было более резким, мы увидим, что их резервы сократились примерно на ту же самую величину. Поэтому однозначно сказать, что резкая девальвация помогла бы нам сохранить резервы нельзя. Сейчас надо рассуждать не о характере девальвации, а решать принципиальный вопрос: как перестроить экономику, чтобы она была более устойчива к подобным потрясениям и как работать, чтобы наша страна вышла более сильной. На самом деле, я сейчас могу только пожелать удачи тем людям, которые за это отвечают. Перед ними задача стоит предельно сложная и мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы они с ней справились. Так что все, что я смогу сделать – болеть за них.
Dpmoney: Ваш прогноз по курсу рубля?
И.Д.: На самом деле сейчас все предельно ясно – к гадалке можно не ходить. Надо просто следить за несколькими позициями: стоимость нефти, пары евро/доллар и резервы ЦБ.
Dpmoney: Доллар можно рассматривать как резервную валюту?
И.Д.: На ближайшие полгода – да. Сейчас можно констатировать, что США пытаются с бороться с кризисом и принимают целый пакет антикризисных мер. К сожалению, сказать, что правильно, а что нет, может только человек из будущего. Проблема в том, что мы все здесь, в настоящем. Мы видим, что Америка гораздо быстрее реагируют на происходящее, чем это делает Европа и, к сожалению, Россия. США стараются максимально сократить период от момента принятия решения до его реализации.
Понимание того, что США более предприимчивы, чем та же Европа, и толкает инвесторов в американские ценные бумаги. Пока этот процесс не закончился, он в самом разгаре. Сейчас наблюдается огромный спрос на государственные ценные бумаги Америки, это и поддерживает укрепляющейся доллар. Как долго это будет происходить - не знает никто. Мы сейчас просто оцениваем текущее положение вещей и делаем вывод, что доллар надежен, спрос на национальную американскую валюту есть. Как все будет через три года – неизвестно. Может, юань будет самой надежной валютой. Давайте, я вам анекдот расскажу.
В Советском союзе изобрели машину времени, которая могла дать ответы на все вопросы. Приехавший Никсон, которого Хрущев привел в Кремль попросил разрешение задать 2 вопроса. Первый вопрос, который он задал: что будет происходить в 2020 году. Машина погудела лампами и выдала ответ: в 2020 году только-только закончится третья мировая война. Никсон расстроился. Переживал, и попросил разрешения задать и другой насущный вопрос: сколько будет стоить банка Coca-Cola. Машина снова погудела лампами и выдала ответ: 10 юаней.
Высока вероятность, что сейчас мы как раз идем по этому пути. И очень скоро все взоры будут обращены не на запад, а в противоположную сторону.