Кризис сродни войне

Юридические и консалтинговые компании меньше остальных страдают от кризиса. Что общего у кризиса и войны, как изменится рынок юридических услуг, кому помогают выжить в тяжелой экономической ситуации семейные ценности рассказал генеральный директор компании Sameta Борис Калашников.

Dpmoney: Борис Михайлович, повлиял ли кризис на консалтинговую отрасль?
Борис Калашников: Существует миф о том, что кризис стал благодатной почвой для юридического консалтинга. Но это не совсем так. Скорее, он не стал для него шоком. В 2008 рынок вырос на 24%, затем бурный рост сменился некоторым спадом, по данным РА "Эксперт" около 70% компаний столкнулись с неплатежами.
Dpmoney: Компания Sameta тоже?
Б.К.: Нет, мы с подобными ситуациями не сталкивались. Вообще, если консалтинговая компания идет в суд из-за того, что клиент ей не платит, значит, компания не знает расстановку сил на рынке или не умеет правильно оценить возможности своего клиента. Такие ситуации можно заранее прогнозировать, когда держишь руку на пульсе. И если ты чувствуешь, что клиент не хочет платить, просто не доводи до тупика, не становись заложником собственной ошибки. Хотя неплатежи сейчас - это определенная тенденция, и в период кризиса количество таких ситуаций может увеличиться.
Dpmoney: Борис Михайлович, скажите, как изменилась ситуация в юридическом секторе в период кризиса?
Б.К.: Ее можно рассматривать в двух плоскостях. До кризиса компании активно пользовались услугами внешних консультантов. Сейчас в связи с тем, что финансовые ресурсы значительно сократились, многие вынуждены пользоваться услугами in house юристов, которые не всегда обладают соответствующими практическими навыками и широким кругозором. Некоторые участники рынка отказались от услуг стратегического характера, таких, например, как оценка налоговых и др.угих рисков при реализации каких-либо сделок, которые в основном оценивали внешние консультанты.
Но с другой стороны, есть и позитивные факторы. До кризиса многие крупные компании сотрудничали с очень узким кругом юридических компаний и консультантов, рекомендованных материнскими компаниями или акционерами. Сейчас этот список несколько расширился за счет привлечения менее дорогостоящих консультантов, которые умеют также качественно делать свою работу.
Dpmoney: Выросло ли количество клиентских обращений в Sameta?
Б.К.: Скажем так, оно несколько видоизменилось. Более востребованы стали юридические услуги в сфере корпоративного права, реструктуризации бизнеса, банкротств. И статистика это подтверждает, по данным ВАС РФ увеличилось количество дел по банкротствам, а вот количество дел об оспаривании решений налоговых органов, напротив, сократилось на 15,7% в сравнении с аналогичным периодом 2007 года.
Однако, можно констатировать, что потребность в юридических услугах все-таки растет по количественным показателям.
Если говорить о тенденции, то в кризисные времена многие клиенты стремятся получить то же качество за меньшие деньги. Некоторые консалтинговые компании, напротив, пользуясь тяжелым положением клиентов, стремятся повысить цену. Мы никогда не шли по этому пути. И, несмотря на инфляционный фактор, все же можем смело сказать, что цены на наши услуги не изменились.
Dpmoney: С чем лично у Вас ассоциируется кризис и как долго он продлится?
Б.К.: Патриарх Кирилл сказал, что кризис – это суд, который все расставит на свои места. А мне кажется, что кризис сродни войне. Война, как и любая общая беда, объединяет людей, отметая все лишнее, все распри, былые обиды. С другой стороны, кризис – это очищение. Оказалось, что все мы – любители fast food. Но нельзя бесконечно есть все подряд, когда-нибудь придется избавляться от шлаков. Выживет сильнейший, а ненужное отомрет. С другой стороны, тяжелее тем, кто сейчас начинает бизнес, рынок сузился и им будет очень непросто отвоевать свое место под солнцем.
Мне сложно рассуждать по поводу того, когда кризис закончится. Я – не специалист по прогнозам, но думаю, что у каждого свой кризис, и его финал зависит от каждого человека или компании в отдельности.
Dpmoney: Какие цели ставит сейчас Ваша компания?
Б.К.: Кризис предполагает достаточно большие изменения в промышленности и экономике. Наших основных клиентов, это представители нефтегазового сектора, строительные, лизинговые компании, эти перемены обязательно коснутся. Поэтому сейчас мы активно работаем над развитием направления, которое так и называется "Корпоративная реструктуризация бизнеса". Но не стоит забывать, что Россия даже в эпоху кризиса остается интересным объектом для инвестирования. Когда крупное иностранное предприятие приходит в Россию, оно сталкивается с тем, что налоговое администрирование – достаточно важный элемент в осуществлении инвестиционных проектов. Поэтому учитывая специализацию Sameta в области налогового консалтинга, наши услуги оказались востребованы в первую очередь иностранными компаниями - лизинговыми, финансовыми, FMCG.
Также перед клиентами встают вопросы, связанные с покупкой, реструктуризацией активов предприятий. Поэтому мы развиваем направление корпоративного консалтинга, увеличиваем спектр услуг в области банкротств, слияний и поглощений, ведь клиенты, которые с нами работают, хотят видеть комплексный подход. Так что наша стратегическая цель как и до кризиса – развитие.
Dpmoney: Компания предпринимала какие-то антикризисные меры?
Б.К.: Скорее нет. Мы не сокращаем, а наоборот ищем и формируем персонал для реализации новых стратегических целей, для новых услуг, которые мы собираемся оказывать нашим клиентам. Компания сохраняет систему выплаты бонусов и прочие льготы для своих сотрудников. Но кризис накладывает определенную ответственность на людей. В компании развивается более гибкая и прозрачная система мотивации сотрудников. Пусть у кривой, я имею в виду рост заработной платы, будет не такой сильный подъем, но он должен быть.
Сейчас мы больше внимания уделяем управлению затратами, совершенствованию системы внутреннего учета, более дифференцировано анализируем эффективность каждого сотрудника и каждого проекта.
Dpmoney: Лично у Вас что-то поменялось с приходом кризиса?
Б.К.: Наверное, нет. Я никогда не был поклонником слишком дорогих вещей, поэтому мне не пришлось от них отказываться. Правда, я, как, наверное, и многие сейчас, стал больше думать о своей семье и ее благополучии. Мне бы хотелось, чтобы оно сохранялось всегда, независимо от экономической ситуации в мире.