Система очистки выхлопных газов, которая стоила всего 2 миллиона рублей, позволит петербургскому заводу получить 100 гектаров земли, пригодной для жилого строительства.
Сокращение санитарно–защитных зон вокруг промышленных
предприятий — новая возможность получить инженерно подготовленные
территории для девелоперских проектов.
Первый такой участок в середине 2009 года появится в
Невском районе. Около 100 га земли в районе станций метро "Пролетарская" и
"Обухово" высвободится за счет природоохранных мероприятий дизелестроительного
ОАО "Звезда".
Предприятие приобрело и устанавливает специальный комплекс
газоочистки, который почти в 5 раз снизит количество выхлопных газов,
вырабатываемых дизелеиспытательным стендом завода. Инвестиции в проект составили
всего 2 млн рублей, рассказывает генеральный директор "Звезды" Павел Плавник.
В результате санитарно–защитная зона предприятия сократится
почти в 6 раз: со 120 до 20 га. Исходя из оценок Colliers International и GVA
Sawyer, до кризиса "Звезда" могла получить за высвобождаемые 100 га около $ 200
млн, а сейчас — в несколько раз меньше.
Читайте также:
"Звезда" решила менять направление
Традиционно левобережная часть Невского района считается
непрестижной из–за большого количества промышленных предприятий и
неблагоприятной экологической обстановки. Цены на жилье до кризиса были в этом
районе одними из самых низких в Петербурге. Однако и свободных пятен под
застройку там практически нет. В то же время на высвобождаемой "Звездой"
территории в дальнейшем возможно построить дешевое жилье, например, для
переселения жителей хрущевок: в программу их переселения попали соседние
кварталы.
Потенциально участки "Звезды" могут заинтересовать жилищных
девелоперов, считает директор по инвестициям и консалтингу Colliers
International Николай Казанский. Наиболее привлекательной он считает часть
территории со стороны Невы и участки, приближенные к станциям метро. По словам
Павла Плавника, сокращение санитарно–защитной зоны — это плановое
мероприятие. Его цель — повысить привлекательность собственной территории
для арендаторов, а также подготовиться к реализации девелоперских проектов,
которые могут быть запущены после кризиса.
До кризиса "Звезда" планировала почти половину своей
территории — 30 га из занимаемых 68 га —
пустить под строительство офисно–логистического терминала площадью
около 200 тыс. м2 и стоимостью до $300 млн. Однако в 2008 году руководство
"Звезды" проект приостановило, так как появилась возможность организовать на
этом месте производство автокомпонентов. Кризис же заставил забыть об обоих
проектах.
Для того чтобы использовать высвобождающийся земельный
ресурс для строительства жилья, городу потребуется вносить поправки в генплан и
Правила землепользования и застройки. На сегодня "звездная" промзона
предусматривает в основном общественно–деловую застройку. Да и освоение
высвобождающейся территории — дело не самого близкого будущего. По оценкам
директора департамента консалтинга GVA Sawyer в СПб Ирины Солоновой, только
подготовка к строительству займет не менее 3–4 лет. Николай Казанский оценивает
сроки застройки столь масштабного участка в 15–20 лет.
Возможность сокращать площадь санитарных зон у
промышленников появилась в 2007 году со вступлением в силу новой редакции
санитарных норм. Пока по этому пути пошли лишь немногие предприятия. Так, на
Ленинградском металлическом заводе, входящем в концерн "Силовые машины", за счет
ликвидации чугунолитейного производства и установки газоочистного оборудования
постановлением Роспотребнадзора в 2008 году санитарно–защитная зона предприятия
сократилась по отдельным направлениям со 100 до 15 м. Однако высвобожденная
территория под строительство жилья не использовалась.
Справка: что такое ОАО "Звезда".
"Звезда" основана в 1932 г. Производит дизельные двигатели для судостроения и железнодорожного транспорта, а также электростанции. Входит в финансово–промышленную группу "Скоростной флот". Ежегодный объем инвестиций в развитие производства — около 2 млн евро.
"Звезда" основана в 1932 г. Производит дизельные двигатели для судостроения и железнодорожного транспорта, а также электростанции. Входит в финансово–промышленную группу "Скоростной флот". Ежегодный объем инвестиций в развитие производства — около 2 млн евро.
Ольга Вильде