Олигархи поддерживают тех или иных балерин

Балерина Диана Вишнева сочетает, казалось бы, малосочетаемые противоположности. Ее награждают премией "Божественная" и номинируют на конкурс Топ–10 SEXY.

Обладая званием народной артистки России, Диана Вишнева намного чаще выступает в Нью–Йорке и Лос–Анджелесе, чем в Москве и Петербурге.
"ДП": Диана, оперная индустрия в России развита лучше, чем балетная. Почему так происходит? Дело в отсутствии мощных продюсеров — новых Дягилевых, больших хореографов — новых Петипа или...
Диана Вишнева: Такая тенденция не только у нас, но и во всем мире. В балете мало личностей, мало индивидуальностей, сильных людей, которые могут повести за собой. Посмотрите хотя бы на два огромных известных всему миру театра — Мариинский и Большой. У балетной труппы Мариинки нет художественного руководителя, нет авторитетной личности, которая могла бы повести за собой. Это о чем–то говорит.
"ДП": Но в опере такие люди есть…
Диана Вишнева: Значит, такое время. Эти люди рождаются раз в 100 лет.
"ДП": Недавно Ассоциация теле- и кинопродюсеров обнародовала рекомендации по гонорарам. Все актеры разбиты на семь категорий. Актер из "золотого фонда" может получать до 82 270 рублей в день. Из 6–й категории — до 361 рубля 22 копеек. В балетной сфере есть такие рекомендованные расценки?Олигархи поддерживают тех или иных балеринОлигархи поддерживают тех или иных балерин
Диана Вишнева: Надо же! (Смеется.) Нет, у нас в балете такого нет. У нас контрактная система, определенные категории ставок, гонорары. Но про "золотой фонд" и такую систему оплаты я не слышала.
"ДП": Периодически приходится слышать, что даже у ведущих балетных танцоров в России до сих пор нет ни личных агентов, ни страховок. Что все вопросы, связанные, например, с гастролями или с гонорарами, приходится решать чуть ли не самостоятельно. Как у вас с этим дела обстоят?
Диана Вишнева: Примерно так. Эта система у нас не работает. Я тоже сталкивалась с этим, и это проблема, как ни печально. Но во всяком случае в Мариинском театре эти проблемы можно решить. Конечно, за границей любыми деловыми вопросами занимается не сам танцовщик, а его менеджер или агент. Но все равно все вопросы решаются в обсуждении, вместе со мной.
"ДП": В СССР балет был приближен к власти. Как вы думаете, может ли такая ситуация повториться в наши дни?
Диана Вишнева: Да, конечно, это было не только в советское время, вспомним российский императорский балет, который был на особом положении, пользовался поддержкой императорской семьи. Это был очень важный момент.
Хотелось бы, чтобы и в современной России дело обстояло бы так же. Сейчас, в Москве особенно, олигархи порой поддерживают тех или иных балерин, вмешиваются в структуру театров, в их политику. Это, конечно, разочаровывает. Балету, культуре не хватает нормального меценатства. Ведь без меценатства искусство не может существовать, оно не самоокупаемо.
"ДП": Каким будет балет лет через десять?
Диана Вишнева: Десять лет не такой уж большой срок. Кризис, не кризис, а люди все так же хотят видеть красоту. Пока не было такого, чтобы были пустые залы. Чем более суровые времена, тем больше, наверное, хочется отключиться, уйти в чистые, свежие эмоции.
Хотя, конечно, Интернет зачастую вытесняет интерес к искусству, особенно у молодежи. Но и среди молодежи есть те, кто ходит на современный балет и смотрит классику. Конечно, мы сильны классическими шедеврами, и очень важно сохранять нашу школу. Но классика должна обновляться, должны появляться новые индивидуальности. Посмотрите, что делается за границей, как часто там интерпретируют классику! Да, иногда это получается удачно, иногда неудачно, но всегда было так, а классика Олигархи поддерживают тех или иных балериндолжна пересматриваться.
И современную хореографию нужно обязательно развивать, и прежде всего нужно растить своих хореографов. Растить людей с совершенно другим, открытым мировосприятием. Сейчас другое покОлигархи поддерживают тех или иных балеринОлигархи поддерживают тех или иных балериноление, другие люди, другая молодежь. Я еще не совсем понимаю и не вижу, каким будет следующее поколение талантливых индивидуальностей.
Я уже в театре 14–й год, и пока главенствует наше поколение. Пока еще нет тех весточек, которые бы сказали, что будет дальше. Но, наверное, должны появиться те люди, которые продолжат наше дело и будут такими же звездами, как мы.
"ДП": Вы танцуете не только классические партии, но часто принимаете участие в современных постановках. Классика и современный танец — это разные вещи или нет?
Диана Вишнева: В современном танце все иначе. Другое сознание, другая физика, другое мышление, контроль, самоконтроль.
Нельзя сравнивать, что тяжелее, что легче: классический балет и современный танец просто разные. Например, задействованы другие мышцы. Другое дело, что и то и другое обогащает.
Например, классическая форма дает очень много плюсов, когда танцуешь современный балет. А когда я танцую что–то современное, я могу перенести полученное на классический балет. Главное — свое мышление, свои ощущения. В классике есть столько ограничений: например, арабеск можно сделать только так, и никак иначе.
Другое дело, ты можешь этот арабеск наполнить, но красота линии обязательно должна присутствовать, с вывернутыми ногами, красивые пропорции, красивый визуальный ряд. Другое дело — наполнение, которое создаешь именно ты, обогащенное современным балетом, твоей жизнью, всем твоим кругозором.
"ДП": Вы как–то сказали, что в Японии зрители рады всему, а в Лондоне, предположим, более искушенный зритель… Перед кем вам приятнее выступать?
Диана Вишнева: Стараюсь при выборе места выступления исходить не от публики, а выбирать лучшие сцены мира. Зритель везде зритель. Нет такого, чтобы куда–то я поехала, потому что там зритель лучше принимает.
Но, конечно, публика везде разная. И в Лондоне совершенно другой зритель, более избалованный. Они из поколения в поколение видели самых лучших танцовщиков. В Японии же безумно любят все, что касается балета, любят всех. Любят и русских, и французов, и англичан, и американцев, и обогащаются все. В Ковент–Гардене не все труппы выступают, а в Токио все. Где–то сцена важна, где–то — зритель, где–то — поклонники.
"ДП": Если говорить о зарубежных балеринах вашего уровня, кого бы вы могли назвать?
Диана Вишнева: Недавно со сцены ушла Александра Ферри, она прекрасно танцевала. В Париже был танцовщик Мануэль Легри, который восхищал профессионализмом во многих партиях…
"ДП": А кумиры из прошлого?
Диана Вишнева: Наталья Макарова, Барышников. С ним мы часто встречались. Он же в Нью–Йорке работает. Хожу на его выступления. Это человек, который уже отошел от классического балета, уже не очень любит ходить на него, но ходил на Мариинский театр, когда тот
приезжал в Нью–Йорк. Очень сложный человек, человек–легенда, но так и должно быть.
"ДП": У многих артистов есть талисман или ритуал, без которого они не выходят на сцену, есть суеверия. Например, если у оперного певца падают ноты, он сразу садится на них...
Диана Вишнева: Вы сказали про ноты, и я сразу вспомнила эпизод из детства: как–то мне вручали медаль, и я выронила ее. А я стояла в пачке и прямо в пачке сразу села на нее. Перед выходом на сцену мне важно остаться одной, чтобы в гримерной никого не было. Конечно, у меня есть свои ритуалы. Есть слова, которые я говорю перед выходом на сцену, есть молитвы, мысли, которые проговариваю вслух. Очень важно настроиться. Талисман тоже есть — маленькая игрушечка. Я верю, что она как будто бы заговорена. Сама это придумала, верю в это и все время беру ее с собой. Пока еще не потеряла. Но я человек крещеный, ношу крестик, который всегда со мной, я верю, что меня оберегает мой ангел–хранитель.
Игорь Шнуренко, Аполлинария Авврутина