О проекте "Линия жизни" — совместном выезде волонтеров РБОО "Подорожник" и воспитанников Детского дома-интерната №4 г. Павловска в деревню Елизаветино (Гатчинский район) рассказывает волонтер Виктория Сарычева. Цель проекта — помочь подопечным, ребятам с ограниченными возможностями, в осознании собственного жизненного пути и возможностей его выбора.
Задумывая проект, мы много размышляли и говорили о будущем. Как будет
складываться жизнь наших ребят в ближайшие годы в
перспективе, какое место мы, волонтеры, занимаем в этой картине, какова наша
роль сегодня — чему и как мы можем научить взрослеющих людей с
ограниченными возможностями и
чему учиться нам самим, их старшим друзьям? Оказалось, что на эти вопросы нет
простых и однозначных ответов и узнать это можно, лишь пережив вместе то, что мы
пережили за 4 мартовских дня.
складываться жизнь наших ребят в ближайшие годы в
перспективе, какое место мы, волонтеры, занимаем в этой картине, какова наша
роль сегодня — чему и как мы можем научить взрослеющих людей с
ограниченными возможностями и
чему учиться нам самим, их старшим друзьям? Оказалось, что на эти вопросы нет
простых и однозначных ответов и узнать это можно, лишь пережив вместе то, что мы
пережили за 4 мартовских дня.
Обратная перспектива
Мы вернулись из Елизаветино в понедельник, 9 марта, и простились до
субботы.
Встреча в детском доме в субботу была теплой и радостной. Мы
собрались в спортивном зале на втором этаже, чтобы… просто побыть вместе. А еще
чтобы найти способ выразить все то, что стало частью нас самих и уже неотделимо
от нас. Что–то новое и прочное в своей основе появилось в нас. Как будто не надо
начинать сначала, каждый раз объяснять правила игры и все равно осознавать, что
кто–то их не понял или не принял. Мы словно прошли часть пути и теперь можем
идти дальше. Будто линия жизни каждого из нас и наша общая линия жизни стала
отчетливее проступать в сплетении дорог и множественности маршрутов.
субботы.
Встреча в детском доме в субботу была теплой и радостной. Мы
собрались в спортивном зале на втором этаже, чтобы… просто побыть вместе. А еще
чтобы найти способ выразить все то, что стало частью нас самих и уже неотделимо
от нас. Что–то новое и прочное в своей основе появилось в нас. Как будто не надо
начинать сначала, каждый раз объяснять правила игры и все равно осознавать, что
кто–то их не понял или не принял. Мы словно прошли часть пути и теперь можем
идти дальше. Будто линия жизни каждого из нас и наша общая линия жизни стала
отчетливее проступать в сплетении дорог и множественности маршрутов.
Мы помогли друг другу завязать глаза, взяли в руки по цветному мелку и
положили перед собой чистые листы бумаги. Какие впечатления оставила в нас эта
поездка? Мы стали рисовать. Упорные движения спастической руки —
вверх–вниз–вверх–вниз. Попытка изобразить солнце. Кружочки, кружочки, кружочки
зеленые… Туловище, ноги. Два колеса — инвалидная коляска…
положили перед собой чистые листы бумаги. Какие впечатления оставила в нас эта
поездка? Мы стали рисовать. Упорные движения спастической руки —
вверх–вниз–вверх–вниз. Попытка изобразить солнце. Кружочки, кружочки, кружочки
зеленые… Туловище, ноги. Два колеса — инвалидная коляска…
Открываем глаза. Обсуждаем, даем возможность каждому из ребят описать
увиденное, рассказать свою историю проживания этих дней. И, удивительное дело,
насколько яркими и неповторимыми получаются их рассказы. "Открывать
себя, открывать других…" Рассказ об одном волонтерском проекте
увиденное, рассказать свою историю проживания этих дней. И, удивительное дело,
насколько яркими и неповторимыми получаются их рассказы. "Открывать
себя, открывать других…" Рассказ об одном волонтерском проекте
До этой поездки мальчики ни разу в жизни не видели звездного неба. Ну,
что–то, конечно, можно рассмотреть через окно в спальне, но вот так, взахлеб,
ощутить бесконечность мира, выйдя ночью в тишину заснеженного поля, окруженного
черным лесом, — это случилось лишь сейчас. Никогда еще у парней не было
возможности столько времени проводить на улице. Вдыхать холодный мартовский
воздух, смотреть вокруг, кричать, вести обычные разговоры или смеяться от души.
что–то, конечно, можно рассмотреть через окно в спальне, но вот так, взахлеб,
ощутить бесконечность мира, выйдя ночью в тишину заснеженного поля, окруженного
черным лесом, — это случилось лишь сейчас. Никогда еще у парней не было
возможности столько времени проводить на улице. Вдыхать холодный мартовский
воздух, смотреть вокруг, кричать, вести обычные разговоры или смеяться от души.
А эти кружочки — это пельмешки… В один из дней у нас на ужин были
пельмени — настоящие, собственного приготовления. У кого–то получалось
смешивать тесто, у кого–то — резать мясо или делать фарш, кто–то лепил мясные
шарики, а кто–то вырезал стаканом кружочки из теста и начинял их постной
начинкой из квашеной капусты. Мы создали целое производство: за большим столом
последовательно происходили все операции, тут же разрабатывался дизайн пельменей
и происходил ремонт неудавшихся экземпляров. К нам присоединялись новые
участники, вернувшиеся с прогулки. Вот только уходить от стола никому не
хотелось. Перепачканные мукой и счастливые — такими были мы все, и такими
хотелось остаться.
пельмени — настоящие, собственного приготовления. У кого–то получалось
смешивать тесто, у кого–то — резать мясо или делать фарш, кто–то лепил мясные
шарики, а кто–то вырезал стаканом кружочки из теста и начинял их постной
начинкой из квашеной капусты. Мы создали целое производство: за большим столом
последовательно происходили все операции, тут же разрабатывался дизайн пельменей
и происходил ремонт неудавшихся экземпляров. К нам присоединялись новые
участники, вернувшиеся с прогулки. Вот только уходить от стола никому не
хотелось. Перепачканные мукой и счастливые — такими были мы все, и такими
хотелось остаться.
На рисунках парней часто присутствовала инвалидная коляска. И здесь мы можем
только догадываться, что сложилось в этом образе: то ли это способ
самоидентификации (это мы, ходяч"Открывать
себя, открывать других…" Рассказ об одном волонтерском проектеие, рисуем
человека с двумя ногами, а ребятам, чтобы изобразить себя, достаточно нарисовать
кресло с колесами), то ли дань воспоминаниям о чудо–коляске Бори, живущего в
психоневрологическом интернате для взрослых в Петергофе. Боря ездит на очень
удобной коляске, и все наши парни по очереди тренировались управлять ею. Кто–то
даже выходил специально для этого на ночные занятия, а кто–то стал всерьез
задумываться о том, как заработать на такую коляску деньги. Это ли не мысли о
будущем? Результат взгляда вовнутрь, в самую суть своей личности — к ее
потребностям и мечтам? И взгляд вовне — в мир, полный возможностей.
только догадываться, что сложилось в этом образе: то ли это способ
самоидентификации (это мы, ходяч"Открывать
себя, открывать других…" Рассказ об одном волонтерском проектеие, рисуем
человека с двумя ногами, а ребятам, чтобы изобразить себя, достаточно нарисовать
кресло с колесами), то ли дань воспоминаниям о чудо–коляске Бори, живущего в
психоневрологическом интернате для взрослых в Петергофе. Боря ездит на очень
удобной коляске, и все наши парни по очереди тренировались управлять ею. Кто–то
даже выходил специально для этого на ночные занятия, а кто–то стал всерьез
задумываться о том, как заработать на такую коляску деньги. Это ли не мысли о
будущем? Результат взгляда вовнутрь, в самую суть своей личности — к ее
потребностям и мечтам? И взгляд вовне — в мир, полный возможностей.
Кто теперь усомнится в способности Вани Шарипова дойти до своей цели после
разговора в ночь перед отъездом? Ваня запивает очередную конфету чаем. Второй
час ночи. Он сидит среди нас, взрослых. Все остальные ребята, наверное, уже
спят. Он только что вернулся с Семеном с улицы. Они тестировали
Борину коляску, о которой теперь мечтают все наши парни.
— Мне скоро 18,
и, я думаю, надо решать такой вопрос — как ходить?
Как ходить?! Все
взрывается внутри. У Вани ДЦП. Он сначала жил дома, в семье. И, кажется, даже
ходил там. Потом, как он говорит, его отдали в детский дом, потому что у его
сестры Ани родилась дочь, Ванина племянница. Еще года полтора назад Ваня
ходил — передвигал ногами, опираясь на небольшое приспособление, которое
нужно то"Открывать
себя, открывать других…" Рассказ об одном волонтерском проектелкать перед
собой. Сейчас Ваня все время на коляске.
— Да, я в детстве ходил. Только
потом у меня стала часто ступня переламываться. Больно.
— Ваня, а ты
пробовал сейчас ходить?
— Да, я пробовал ставать. Несколько раз. Не
получается. Думаю, надо спросить у
хирургов.
разговора в ночь перед отъездом? Ваня запивает очередную конфету чаем. Второй
час ночи. Он сидит среди нас, взрослых. Все остальные ребята, наверное, уже
спят. Он только что вернулся с Семеном с улицы. Они тестировали
Борину коляску, о которой теперь мечтают все наши парни.
— Мне скоро 18,
и, я думаю, надо решать такой вопрос — как ходить?
Как ходить?! Все
взрывается внутри. У Вани ДЦП. Он сначала жил дома, в семье. И, кажется, даже
ходил там. Потом, как он говорит, его отдали в детский дом, потому что у его
сестры Ани родилась дочь, Ванина племянница. Еще года полтора назад Ваня
ходил — передвигал ногами, опираясь на небольшое приспособление, которое
нужно то"Открывать
себя, открывать других…" Рассказ об одном волонтерском проектелкать перед
собой. Сейчас Ваня все время на коляске.
— Да, я в детстве ходил. Только
потом у меня стала часто ступня переламываться. Больно.
— Ваня, а ты
пробовал сейчас ходить?
— Да, я пробовал ставать. Несколько раз. Не
получается. Думаю, надо спросить у
хирургов.
И корабль плывет
Мы придумывали проект "Линия жизни" как
способ начать говорить о будущем в разных его контекстах: будущее наших парней,
воспитанников детского дома, будущее нас самих, волонтеров, вообще, будущее
людей с ограниченными возможностями… Есть ли во всем этом предопределенность и
можем ли мы изменить то, что видим и понимаем? Оглядываясь назад, можно говорить
о том, что многие наши поступки и решения оказывались верными и нужными частями
общей мозаики реализации проекта.
способ начать говорить о будущем в разных его контекстах: будущее наших парней,
воспитанников детского дома, будущее нас самих, волонтеров, вообще, будущее
людей с ограниченными возможностями… Есть ли во всем этом предопределенность и
можем ли мы изменить то, что видим и понимаем? Оглядываясь назад, можно говорить
о том, что многие наши поступки и решения оказывались верными и нужными частями
общей мозаики реализации проекта.
Во–первых, мы уделяли много времени разговорам и обсуждению широкого круга
вопросов — как совместно с ребятами, так и отдельно волонтерской компанией.
За 2 недели до поездки мы стали узнавать об ожиданиях и планах наших парней в
отношении Елизаветино. Спрашивая их о желаемом распорядке дня, уточняя
предпочтения в еде и программе мероприятий, мы смогли сделать ребят
полноправными участниками проекта, имеющими возможность влиять на
планы и их последующую реализацию.
вопросов — как совместно с ребятами, так и отдельно волонтерской компанией.
За 2 недели до поездки мы стали узнавать об ожиданиях и планах наших парней в
отношении Елизаветино. Спрашивая их о желаемом распорядке дня, уточняя
предпочтения в еде и программе мероприятий, мы смогли сделать ребят
полноправными участниками проекта, имеющими возможность влиять на
планы и их последующую реализацию.
В начале февраля мы провели отдельный семинар для волонтеров, на котором
предприняли очередную попытку согласовать цели проекта. Согласились, что самое
важное — это весело и замечательно провести время, наслаждаясь общением и
простыми радостями. Не стремиться к сверхцелям и не добиваться результатов любой
ценой. Познания себя и других, расширения картины мира ребят и развития наших
отношений с ними — этого бы нам, конечно, хотелось, как вкусной еды и ее
совместного приготовления. Как оказалось впоследствии, такие погружения в общие
смыслы позволяют нам быть более уверенными друг в друге, по умолчанию
распределяют между нами ответственность за происходящее, усиливают неформальную
координацию всех процессов путем взаимного согласования ценностей (даже не
целей, которые, наверное, у нас могут быть достаточно разными).
предприняли очередную попытку согласовать цели проекта. Согласились, что самое
важное — это весело и замечательно провести время, наслаждаясь общением и
простыми радостями. Не стремиться к сверхцелям и не добиваться результатов любой
ценой. Познания себя и других, расширения картины мира ребят и развития наших
отношений с ними — этого бы нам, конечно, хотелось, как вкусной еды и ее
совместного приготовления. Как оказалось впоследствии, такие погружения в общие
смыслы позволяют нам быть более уверенными друг в друге, по умолчанию
распределяют между нами ответственность за происходящее, усиливают неформальную
координацию всех процессов путем взаимного согласования ценностей (даже не
целей, которые, наверное, у нас могут быть достаточно разными).
Во–вторых, мы пригласили в проект людей с различным жизненным опытом, часто
думающих и действующих по–разному, что создало значительную интенсивность
социальной динамики. Вместе с восемью воспитанниками детского дома и 16
волонтерами с нами были: Боря и Саша, выпускники детского дома, живущие сегодня
в психоневрологическом интернате для взрослых, в сопровождении Насти Гончаровой,
волонтера благотворительной организации "Перспективы"; методист детского дома
Лариса Капустянская, с большим желанием принимающая участие в жизни наших
подопечных; Моррис Статтард, преподаватель английского языка в школе им. А. М.
Горчакова, инициатор ряда замечательных совместных проектов
старшеклассников–горчаковцев и ребят из детского дома; Юрий Кузнецов — наш
новый удивительный друг, также воспитанник детского дома, реализовавший
альтернативный сценарий жизни — самостоятельное проживание и активную
общественную деятельность.
думающих и действующих по–разному, что создало значительную интенсивность
социальной динамики. Вместе с восемью воспитанниками детского дома и 16
волонтерами с нами были: Боря и Саша, выпускники детского дома, живущие сегодня
в психоневрологическом интернате для взрослых, в сопровождении Насти Гончаровой,
волонтера благотворительной организации "Перспективы"; методист детского дома
Лариса Капустянская, с большим желанием принимающая участие в жизни наших
подопечных; Моррис Статтард, преподаватель английского языка в школе им. А. М.
Горчакова, инициатор ряда замечательных совместных проектов
старшеклассников–горчаковцев и ребят из детского дома; Юрий Кузнецов — наш
новый удивительный друг, также воспитанник детского дома, реализовавший
альтернативный сценарий жизни — самостоятельное проживание и активную
общественную деятельность.
Было здорово, что волонтеры, не имевшие возможности поехать с нами на все 4
дня, все равно отправлялись с нами в дорогу, хотя и заранее знали о раннем
расставании. Кто–то смог приехать позже остальных, но радость от встречи была не
меньше.
дня, все равно отправлялись с нами в дорогу, хотя и заранее знали о раннем
расставании. Кто–то смог приехать позже остальных, но радость от встречи была не
меньше.
В результате наши ребята смогли наблюдать различные модели поведения,
выбирать тех, с кем хотелось проводить больше времени, и общаться на волнующие
их темы (например, устройство жизни в петергофском интернате крайне волновало
тех парней, которым по возрасту предстоит перейти туда в ближайшее время).
выбирать тех, с кем хотелось проводить больше времени, и общаться на волнующие
их темы (например, устройство жизни в петергофском интернате крайне волновало
тех парней, которым по возрасту предстоит перейти туда в ближайшее время).
Мы, взрослые, в свою очередь имели возможность делиться своими впечатлениями
о происходящем и видеть разные точки зрения. Нам удалось найти время для
обсуждения новых проектов. Это, например, будущие совместные мероприятия с
ребятами, живущими в петергофском интернате, при поддержке волонтеров
"Перспектив" и организация летних прогулок со слабыми детьми отделения
"Милосердие" в детском доме.
о происходящем и видеть разные точки зрения. Нам удалось найти время для
обсуждения новых проектов. Это, например, будущие совместные мероприятия с
ребятами, живущими в петергофском интернате, при поддержке волонтеров
"Перспектив" и организация летних прогулок со слабыми детьми отделения
"Милосердие" в детском доме.
И, бесспорно, мы лучше узнали друг друга. У каждого из нас, участников
поездки, была возможность реализовать свои идеи и стремления, заниматься тем,
что ему по душе. Маша Тимофеева была нашим семейным врачом, и без ее помощи и
предварительной подготовки по всем медицинским аспектам мы не сумели
бы справиться с особенностями здоровья наших ребят. Света Володина и Максим
Бойков — наши волонтеры–фотографы, которые успевают не только возить
коляски, общаться, заниматься творчеством на мастерских, но и выхватывать из
потока событий яркие и неповторимые моменты. У кого–то вдруг получилось быть
педагогом (за 4 дня были проведены небольшие спонтанные сессии по обучению наших
парней чтению), кто–то обнаружил потрясающие кулинарные способности
(мексиканский томатный суп, куриные ножки на завтрак 8 марта, горячий напиток из
виноградного сока и фруктов — вы бы это попробовали!), кто–то оказался
смелым стилистом (в последний вечер мы устроили праздник внутреннего
преображения, где каждый мог перевоплотиться в новый и неожиданный образ), а
кто–то с легкостью совмещал эти и многие другие таланты. Открывать себя и
открывать других в такой компании было крайне увлекательно!
поездки, была возможность реализовать свои идеи и стремления, заниматься тем,
что ему по душе. Маша Тимофеева была нашим семейным врачом, и без ее помощи и
предварительной подготовки по всем медицинским аспектам мы не сумели
бы справиться с особенностями здоровья наших ребят. Света Володина и Максим
Бойков — наши волонтеры–фотографы, которые успевают не только возить
коляски, общаться, заниматься творчеством на мастерских, но и выхватывать из
потока событий яркие и неповторимые моменты. У кого–то вдруг получилось быть
педагогом (за 4 дня были проведены небольшие спонтанные сессии по обучению наших
парней чтению), кто–то обнаружил потрясающие кулинарные способности
(мексиканский томатный суп, куриные ножки на завтрак 8 марта, горячий напиток из
виноградного сока и фруктов — вы бы это попробовали!), кто–то оказался
смелым стилистом (в последний вечер мы устроили праздник внутреннего
преображения, где каждый мог перевоплотиться в новый и неожиданный образ), а
кто–то с легкостью совмещал эти и многие другие таланты. Открывать себя и
открывать других в такой компании было крайне увлекательно!
В–третьих, мы научились двигаться вперед медленно, узнали цену и значимость
каждого шага, который мы совершаем на своем пути. Вечером первого дня у нас была
запланирована беседа с Юрием Кузнецовым. Мы хотели, чтобы Юра рассказал нам всем
о своей жизни, о том, что и как помогло ему преодолеть неизбежность
существования в интернатной системе, как он видит жизнь человека с ограниченными
возможностями в нашем обществе. Но мы так и не услышали рассказа Юры в первый
вечер. Вместо этого мы решили дать возможность желающим посмотреть вечерний
фильм (репертуар был большой, и благодаря Юре за 4 дня мы посмотрели немало
серьезного кино, в том числе его собственный фильм "Подорожник" и недавно
вышедший "Внутри себя я танцую""Открывать
себя, открывать других…" Рассказ об одном волонтерском проекте).
каждого шага, который мы совершаем на своем пути. Вечером первого дня у нас была
запланирована беседа с Юрием Кузнецовым. Мы хотели, чтобы Юра рассказал нам всем
о своей жизни, о том, что и как помогло ему преодолеть неизбежность
существования в интернатной системе, как он видит жизнь человека с ограниченными
возможностями в нашем обществе. Но мы так и не услышали рассказа Юры в первый
вечер. Вместо этого мы решили дать возможность желающим посмотреть вечерний
фильм (репертуар был большой, и благодаря Юре за 4 дня мы посмотрели немало
серьезного кино, в том числе его собственный фильм "Подорожник" и недавно
вышедший "Внутри себя я танцую""Открывать
себя, открывать других…" Рассказ об одном волонтерском проекте).
Зато девизом назавтра стали слова Андрея Домбровского: "Программу вчерашнего
дня мы продолжаем сегодня". Это значит, что нам не нужно было никуда спешить,
что обстоятельства, которые складывались, давали нам материал для размышлений и
действий. Мы на каждом шагу задавали себе вопросы и — в зависимости от
ответа — выбирали, куда сделать следующий шаг. Исходный план действий,
конечно, был для нас важен, но мы оставались открытыми любым дополнениям и
развитию.
дня мы продолжаем сегодня". Это значит, что нам не нужно было никуда спешить,
что обстоятельства, которые складывались, давали нам материал для размышлений и
действий. Мы на каждом шагу задавали себе вопросы и — в зависимости от
ответа — выбирали, куда сделать следующий шаг. Исходный план действий,
конечно, был для нас важен, но мы оставались открытыми любым дополнениям и
развитию.
Изначально наш проект состоял лишь в поездке с ребятами за город. Но,
размышляя о теме будущего как основной теме проекта, мы поняли, что нам всем
стоит посетить психоневрологический интернат в Петергофе, чтобы чуть ближе
познакомиться с жизнью людей там, дать возможность нашим парням вновь испытать
все сомнения и вопросы, связанные с переходом в этот интернат, побудить их к
поиску ответов. Думается, что эта поездка в Петергоф (мы реализовали ее в
феврале за 2 недели до нашего выезда в Елизаветино) помогла всем участникам
проекта глубже погрузиться в проблему нашего общего будущего, стала верным шагом
по нашей линии жизни.
размышляя о теме будущего как основной теме проекта, мы поняли, что нам всем
стоит посетить психоневрологический интернат в Петергофе, чтобы чуть ближе
познакомиться с жизнью людей там, дать возможность нашим парням вновь испытать
все сомнения и вопросы, связанные с переходом в этот интернат, побудить их к
поиску ответов. Думается, что эта поездка в Петергоф (мы реализовали ее в
феврале за 2 недели до нашего выезда в Елизаветино) помогла всем участникам
проекта глубже погрузиться в проблему нашего общего будущего, стала верным шагом
по нашей линии жизни.
И, наконец, мы интуитивно смогли найти баланс между свободой и
ответственностью в нашей большой группе. Как говорил потом о своих впечатлениях
Юрий Кузнецов, было видно, что в первый день наши подопечные захлебнулись
свободой: шумели во время еды, долго не ложились спать, требовали много
внимания. В последний день за обедом мы вдруг увидели со стороны, какой
спокойной стала атмосфера в нашем доме. Без жесткого контроля, назиданий,
повышения голоса и взаимных раздражений нам удалось прожить стадии хаоса и может
быть даже внутренней паники и найти (создать) что–то неуловимое, что объединяло
нас и одновременно направляло в одну сторону. "Дни, наполненные смыслами", — так
назвал Юрий то, что происходило с нами в этой поездке. Мы находили эти смыслы
внутри себя, мы создавали их вместе из тонкой ткани общих переживаний.
ответственностью в нашей большой группе. Как говорил потом о своих впечатлениях
Юрий Кузнецов, было видно, что в первый день наши подопечные захлебнулись
свободой: шумели во время еды, долго не ложились спать, требовали много
внимания. В последний день за обедом мы вдруг увидели со стороны, какой
спокойной стала атмосфера в нашем доме. Без жесткого контроля, назиданий,
повышения голоса и взаимных раздражений нам удалось прожить стадии хаоса и может
быть даже внутренней паники и найти (создать) что–то неуловимое, что объединяло
нас и одновременно направляло в одну сторону. "Дни, наполненные смыслами", — так
назвал Юрий то, что происходило с нами в этой поездке. Мы находили эти смыслы
внутри себя, мы создавали их вместе из тонкой ткани общих переживаний.
Верные слова для описания того, что случилось с нами, нашел Андрей
Домбровский накануне нашего отъезда из Елизаветино: "Я вышел на улицу, увидел
звезды и небо, обернулся на дом, в котором кипит жизнь… И мне показалось, что
все то, что есть, — оно там, в доме. И мы вполне можем обойтись без остального
мира. Вот только сможет ли он обойтись без нас?"
Домбровский накануне нашего отъезда из Елизаветино: "Я вышел на улицу, увидел
звезды и небо, обернулся на дом, в котором кипит жизнь… И мне показалось, что
все то, что есть, — оно там, в доме. И мы вполне можем обойтись без остального
мира. Вот только сможет ли он обойтись без нас?"
Проект "Линия жизни" реализован в рамках программы "Фонд молодежных
социальных проектов" образовательного центра "Участие".
социальных проектов" образовательного центра "Участие".
СПРАВКА:
Региональная благотворительная общественная организация "Подорожник" с 2005
года работает во втором корпусе Детского дома-интерната No.4 (г. Павловск), где
живут дети с нарушениями в умственном и физическом развитии. Работа волонтеров
организации направлена на улучшение качества жизни детей, расширение их
социальных контактов и картины мира, обогащение их опыта. Контакты: Андрей
Домбровский 8(921) 940 5429, Виктория Сарычева 8 (911) 235 4128.
www.podorozhnik.org
года работает во втором корпусе Детского дома-интерната No.4 (г. Павловск), где
живут дети с нарушениями в умственном и физическом развитии. Работа волонтеров
организации направлена на улучшение качества жизни детей, расширение их
социальных контактов и картины мира, обогащение их опыта. Контакты: Андрей
Домбровский 8(921) 940 5429, Виктория Сарычева 8 (911) 235 4128.
www.podorozhnik.org