Вера в светлое будущее поугасла

За прошедший квартал уверенность россиян в завтрашнем дне заметно пошатнулась. Раньше население откладывало деньги на благоустройство жилья и отдых, а теперь — на лечение.

Потребительская активность жителей России ощутимо снижается. Такой вывод можно сделать из опубликованного вчера отчета Росстата. Основной показатель — индекс потребительской уверенности — стремительно падает. Индекс определяется по результатам анкетирования населения. Он учитывает произошедшие и ожидаемые изменения материального положения респондентов, изменение экономической ситуации в России, благоприятность условий для крупных покупок.
Индекс потребительской уверенности в I квартале 2009 года составил –5%, тогда как в прошлом квартале он был –20%, а год назад достиг 0,4%. Таким образом, индекс сейчас опустился до уровня IV квартала 1999 года.
Более всего на падение индекса повлияло то, как респонденты оценили изменения в экономике России. Перемены к худшему почувствовали 83% опрошенных, с ними категорически не согласились только 4%. В краткосрочной перспективе не сулят экономике ничего хорошего более 48% респондентов (год назад — 13%), на лучшее надеются 13% (год назад — 28%).
Больше половины опрошенных ощутили ухудшение своего материального положения, 13% респондентов свое положение поправили. Более 42% опрошенных прогнозируют, что жить в ближайшее время станет труднее. Около 7% надеются улучшить благосостояние в течение 12 месяцев.
Ярко характеризует текущую ситуацию то, как изменились цели создания сбережений. Год назад больше всего опрошенных (39,5%) откладывали деньги на благоустройство жилья, покупку автомобиля, отдых, торжества. Теперь их всего 15,1%. Сегодня люди предпочитают копить на лечение. За это высказались 29,2% респондентов против 10,9% год назад.
Виталий Карбовский, аналитик ИФК "Солид", отмечает, что потребители реагируют на изменения в экономике с опозданием, так что положительные ожидания, а вместе с ними спрос восстановятся не скоро.
Вера в светлое будущее поугасла Вера в светлое будущее поугасла
В странах Евросоюза наблюдается похожая ситуация. Самыми пессимистичными оказались жители Венгрии, где в марте 2009 года индекс потребительской уверенности опустился до –67,6% (год назад — –49,4%).
Жанна Журавлева