За прошедший квартал уверенность россиян в завтрашнем дне заметно пошатнулась. Раньше население откладывало деньги на благоустройство жилья и отдых, а теперь — на лечение.
Потребительская активность жителей России ощутимо снижается.
Такой вывод можно сделать из опубликованного вчера отчета Росстата. Основной
показатель — индекс потребительской уверенности — стремительно падает.
Индекс определяется по результатам анкетирования населения. Он учитывает
произошедшие и ожидаемые изменения материального положения респондентов,
изменение экономической ситуации в России, благоприятность условий для
крупных покупок.
Индекс потребительской уверенности в I квартале 2009 года
составил –5%, тогда как в прошлом квартале он был –20%, а год назад достиг
0,4%. Таким образом, индекс сейчас опустился до уровня IV квартала
1999 года.
Более всего на падение индекса повлияло то, как респонденты
оценили изменения в экономике России. Перемены к худшему почувствовали 83%
опрошенных, с ними категорически не согласились только 4%. В краткосрочной
перспективе не сулят экономике ничего хорошего более 48% респондентов (год
назад — 13%), на лучшее надеются 13% (год назад — 28%).
Больше половины опрошенных ощутили ухудшение своего
материального положения, 13% респондентов свое положение поправили. Более 42%
опрошенных прогнозируют, что жить в ближайшее время станет труднее. Около 7%
надеются улучшить благосостояние в течение 12 месяцев.
Ярко характеризует текущую ситуацию то, как изменились цели
создания сбережений. Год назад больше всего опрошенных (39,5%) откладывали
деньги на благоустройство жилья, покупку автомобиля, отдых, торжества. Теперь их
всего 15,1%. Сегодня люди предпочитают копить на лечение. За это высказались
29,2% респондентов против 10,9% год назад.
Виталий Карбовский, аналитик ИФК "Солид", отмечает, что
потребители реагируют на изменения в экономике с опозданием, так что
положительные ожидания, а вместе с ними спрос восстановятся не скоро.
В странах Евросоюза наблюдается похожая ситуация. Самыми
пессимистичными оказались жители Венгрии, где в марте 2009 года индекс
потребительской уверенности опустился до –67,6% (год назад — –49,4%).
Жанна Журавлева