Потеря контроля и банальная жадность

Агентство Standard & Poors назвало причины кризиса, дало прогноз его окончанию и рассказало об объемах проблемных кредитов. 

Интервью директор группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard & Poors Екатерина Трофимова дала Прайм-Тасс.
Как Вы можете охарактеризовать текущую ситуацию финансовых структур?
На данный момент мы оцениваем, что 10-15% кредитов является проблемными, что включает реструктурированные кредиты. Ещё до 30-50% в портфеле кредитов по сектору требуют мягкой или жесткой реструктуризации в ближайшее время. По нашим наблюдениям, за последние 30 лет кризисов в развитых и развивающихся странах средний уровень проблемной задолженности превышал 35%. В Казахстане после более 1,5 лет после наступления кризиса уровень проблемной задолженности составляет около 25%. Мировой финансовый кризис еще не достиг своего пика, лишь после перелома динамики можно строить прогнозы по продолжительности и динамики его спада и развитии проблемной задолженности.
Когда Вы ожидаете наихудшего показателя относительно безработицы и дна кризиса в российской экономике?
Российскую экономику нельзя рассматривать, изолируя от общемировой динамики, ее восстановление будет зависеть непосредственно от перелома негативного цикла в мире. По нашим ожиданиям, первые устойчивые позитивные признаки стабилизации появятся не раньше второй половины 2010 года как в мире, так и в России.
Можно ли описать ключевые ситуации, которые способствовали возникновению кризиса?
К данному кризису привел целый комплекс причин, нельзя выделить только одну из них, а если обобщать, то данный кризис связан с перепотреблением, потерей контроля и банальной жадностью. В частности, уровень долговой нагрузки, который население и компании многих стран взяли на себя для того, чтобы наращивать свое потребление, достиг критических уровней. В экономике сработала система самозащиты, которая привела к остановке финансовых рынков, что, в свою очередь, послужило результатом столь губительных последствий в макроэкономике.
Процесс постоянного роста потребления стимулировался и политическими задачами по укреплению благосостояния населения, а надзорные принципы не успевали за развитием бизнеса. Нагнетание пузыря в subprime в США среди прочего было связано и с жилищной политикой, которое проводило правительство, в целях обеспечения беднейших слоев населения жильем с минимальным участием государственного финансирования. Причин возникновения кризиса множество и в этом его сложность, идентифицировать их все помогло бы уже наполовину решить проблему. Затронуто множество аспектов экономической, геополитической и социальной систем мира. Повестка обсуждений недавно состоявшегося заседания G-20 далеко не исчерпывает те слабые места мировой системы, предопределившие кризис. Необходим скоординированный подход, так как мы живем в интегрированном экономическом процессе. Глобализация убила диверсификацию. Сейчас можно сказать, что даже в рамках европейского союза уровень координации действий между группами старых членов союза и новых членов не очень высок.
Будут ли вырабатываться общие единые законы для глобального рынка и приведет ли это к изменению биржевой структуры?
Такие меры необходимы, но, к сожалению, нет четкой позиции по данному вопросу, тем более каких-то конкретных шагов. Сейчас действия государств и регуляторов по всему миру направлен, прежде всего, на решение конкретных краткосрочных задач, которые нацелены на поддержание доверия в банковских системах и их работоспособности, устойчивости, а это наоборот требует ослабления регулятивных требований.
Показательным явилось недавнее решение в России по поводу ослабления требований к капиталу и резервам. Мы надеемся, такие меры ослабления – временные, потому что одной из причин кризиса стал недостаточный контроль. Многие страны заявляют о своем желании ужесточать регулятивные требования. Одна из ключевых проблем - недостаток капитала для банков. Ужесточения требований в краткосрочном периоде привело бы к углублению проблемы – капитала на рынке очень не много. Биржевые системы во многих странах очень раздроблены, что так же не позволяет быстрее восстановиться финансовому сектору. Мы ожидаем, что текущий кризис подтолкнет консолидацию как на фондовых, так и на банковских рынках многих стран.