Об опыте корпоративного волонтерства Группы компаний "Лаверна" рассказывает Алена Кравцова, главный редактор внутрифирменной газеты компании.
Можно сказать, проект "Из рук в руки" в рамках корпоративного волонтерства
возник в нашей фирме спонтанно. Как и все крупные компании, "Лаверна" имеет
солидный список организаций, которым мы систематически в разных формах оказываем
благотворительную помощь. Как правило, об этом знают только руководство и
бухгалтерия, поскольку прямых контактов, а тем паче обратной связи при таком
раскладе не пред
полагается, так что и обсуждать
нечего. На центры социальной помощи безнадзорным и беспризорным подросткам мы вышли
по объявлению — речь шла о любой помощи, остро нуждались в одежде, белье,
самом необходимом. Собрали несколько коробок ношеной одежды, игрушек — и
отвезли. Познакомились с сотрудниками Центра, их питомцами, условиями, в которых
они встречаются и работают. А дальше мы уже просто не могли остаться в стороне,
поскольку это был не некий абстрактный объект благотворительности, а живые
люди — со своими эмоциями, бедами, радостями и благодарностью.
Мы поставили в холле ящик для сбора денег, а также регулярно стали собирать
вещи для помощи центрам. Поскольку у нас в компании имеется внутрифирменная
газета, естественным образом корпоративное волонтерство сосредоточилось вокруг
нее. Газета писала о проведенных акциях. Мы фотографировали мальчишек и девчонок
в тот момент, когда они получали или примеряли наши подарки, вывешивали фото на
стенах офиса, печатали отчеты в газете: сколько собрали вещей, сколько собрали
денег, что на них приобрели. Очень долго у нас висел плакат, на котором
разноцветными красками ребята отпечатали свои ладошки и сделали надпись поперек:
"Спасибо, "Лаверна"!". Вывесили в холле расписанные ребятами одноразовые
бумажные тарелки — получилось у них очень красиво, детишки–то оказались
талантливыми и яркими.
Так постепенно уменьшалось расстояние между нами. И раз уж редакция все это
координировала, то к нам стала стекаться обоюдная информация: из центров
получали списки самых необходимых вещей или продуктов. В офисе наши менеджеры
стали подходить и спрашивать: нужны ли детские вещи, обувь, игры, мягкие
игрушки? Принесли елку, елочные украшения, телевизор, плееры, диски и книги. И
от раза к разу увеличивались суммы в ящике сбора денег. Так что в трудном
декабре 2008–го общественный сбор составил солидную сумму, и наши дети получили
даже небольшие новогодние подарки в виде шоколадок, хотя наш принцип
— только необходимое.
Правда, в последний докризисный год нам удалось сделать несколько акций более
"роскошных". Это были "Джинсовая весна" — покупали только джинсы,
"Кроссовочное лето" — только кроссовки. Планировали "Безветренную осень",
но тут всех накрыл кризис, так что получилось сделать только "Теплую
зиму" — закупили зимней обуви. И, конечно, когда мы вываливали перед
девчонками и мальчишками из мешков кучу джинсов, разноцветных кроссовок, теплых
сапог — самой большой наградой нам были просто их лица. Конечно,
одноразовые шампуни, полотенца, зубные щетки, носки–трусы — все это
необходимо, как лапша "доширак", но… Делать настоящие подарки доставляет гораздо
большее удовольствие. Словом, планы у нас выросли. Будем надеяться, что кризис
их не подрубит на корню.
Делать все это нам легко и приятно еще и потому, что на том конце мы
встречаемся с друзьями. Именно в таком ключе у нас выстроились отношения с
сотрудниками центров социально–психологической помощи Невского и Фрунзенского
районов Санкт–Петербургской общественной организации "Врачи Детям", которые
одновременно являются структурными подразделениями центров социальной помощи
семье и детям этих же районов. Олег Воробьевский, психолог, Наташа Харитонова,
завотделением, координатор, Олеся Егорова, социальный педагог — члены одной
с нами команды. Мы всегда можем выйти с ними на связь и встретить понимание по
любой, даже самой незначительной и спонтанной акции — например, забросить
пару ящиков колбасы, неожиданно удачно попавших в наше распоряжение. И ни разу
мы не почувствовали того неловкого холодка, который иногда проскальзывает, когда
оказывается, что возможности "благотворителя" не совпадают с потребностями
"просителя". Да, здесь и слова такие неуместны. Мы честно говорим: "Можем то–то
и то–то, давайте посмотрим, что вам надо, и попробуем сделать, что получится". И
встречаем всегда только благодарность, веселые улыбки, теплый прием.
Надо заметить, что это очень важно. Взаимоотношения между дарителями и
одариваемыми — почти как Восток — дело тонкое. Я считаю, нам очень
повезло с нашими напарниками на другом конце. Думаю, что это и делает наше общее
дело таким плодотворным не только по материальному результату, но и по
человеческому, душевному, Божеск
ому. В принципе, все вышесказанное было преамбулой к главному, что я хочу сказать.
И главное заключается в том, что за время нашего сотрудничества мы сами, жители
страны "Лаверна", переменились. Благотворительность стала для нас живым
понятием: "творить благо" — это в самом деле легко и приятно, как говорить
правду. Уже сами сотрудники подходят ко мне в офисе и спрашивают: "А когда будем
собирать вещи?"
У нас создан комитет по работе со сбором, закупкой и отправкой вещей. В него
входят люди разных должностей, и каждый в меру отпущенных ему должностных и
человеческих возможностей продвигает общее дело. Одна девушка даже все время
спрашивает, не нужно ли сдать для детей кровь — она готова. Мне лично это
очень дорого.
И что еще характерно, когда приходится закупать вещи (а мы стараемся находить
максимально приемлемые цены), каким–то загадочным образом все продавцы,
администраторы и директора самых разных магазинов и торговых точек начинают нам
содействовать: делают скидки, выписывают дисконтные карты, пускают на склад,
специально заказывают товар, даже просто жертвуют личные деньги в чистом виде.
Про цепную реакцию добра говорить даже как–то неловко, очень уж банально, но это
именно так. Поэтому, мне кажется, мы приобретаем больше, чем отдаем.
Организация "Врачи Детям" выдвинула нас на ежегодный городской конкурс
"Социальная ответственность власти и бизнеса — 2008", где мы оказались
победителями в номинации "Дом добрых дел". Мы это воспринимаем как аванс, потому
что, конечно, хочется работать в этом направлении и делать как можно больше.
Может быть, в условиях кризиса, когда благотворительные программы многих
компаний "трещат по швам", наш опыт кому–нибудь пригодится? Будем рады, если нас
станет больше.
Алена Кравцова, главный редактор внутрифирменной газеты группы
компаний "Лаверна"