08:3806 апреля 200908:38
34просмотров
08:3806 апреля 2009
Трендом последнего времени стала борьба глав государств с бонусами для топ–менеджеров компаний, получающих господдержку. Что в это время делают частные компании, выяснял "Деловой Петербург".
Сегодня США, Европа борются с бонусами для топ–менеджеров
предприятий, которые получили от государства финансовую поддержку. На днях к
этой борьбе примкнула Россия: президент РФ Дмитрий Медведев рекомендовал
руководителям государственных компаний и тех предприятий, которые получают
помощь из бюджета, уменьшить размер компенсаций себе любимым. Пока только
рекомендовал.
В США проблема бонусов давно волнует многие компании,
поскольку акции большинства из них котируются на биржах. Акционеры недовольны
тем, что выплаты топ–менеджерам растут вне зависимости от результатов работы
компаний. К тому же эти выплаты непрозрачны.
Консультант AVANTA Personnel Екатерина Мурашкина говорит,
что для российских, и в частности для петербургских, компаний такая проблема
актуальна меньше.
Во-первых, не так много публичных компаний, как за океаном.
Читайте также:
Бонусы топ–менеджерам обложат 100%–ным налогом
Во-вторых, существуют различия в структуре бонуса западного
топ–менеджмента и российского. Если на Западе это денежные выплаты плюс опционы
(возможность льготной покупки акций компании), пенсионные пакеты и компенсация
каких–то расходов, то в России — в основном денежная премия, размер которой
привязан к показателям, которые устанавливают акционеры.
Другое дело, что данные по показателям находятся в ведении
наемных топ–менеджеров. Но Екатерина уверена, что контроль со стороны акционеров
в этом смысле жесткий. Размер бонусов топам в петербургских компаниях, по оценке
экспертов, колеблется от 15 до 35%. Среди показателей, от которых этот процент
рассчитывается, чаще всего встречаются доля рынка и объем продаж.
Многое определяет специфика деятельности компании. Менеджер
проекта Obzorzarplat.ru Сергей Николенко, опираясь на результаты исследования,
говорит, что в петербургских компаниях существуют как фиксированные бонусы по
итогам работы, так и те, которые складываются из окладов, принимаемых за
бонусную выплату. Обычно это не менее двух окладов. Конечно, акционеры многих
компаний сегодня пересматривают политику бонусов.
Как шутит директор Kelly Services по Северо–Западу Анна
Устиянц, сегодня лучшим вознаграждением можно считать наличие хорошо
оплачиваемой работы. Будучи уверенной, что в кризис идеологическая мотивация
более эффективна, чем материальная, она тем не менее считает, что специалист,
помогающий сегодня компании выжить, имеет полное право на бонус.
"Кризис кризисом, но кто–то должен выводить компании на
следующий уровень развития. Какую зарплату и какие бонусы выплачивать таким
людям, компания решает в каждом конкретном случае", — добавляет директор
петербургского офиса компании Pedersen&Partners Анатолий Лыткин.
Кстати:
10% компаний Москвы и Петербурга, участвовавших в исследовании AVANTA Personnel в начале 2009 года, используют как антикризисную меру уменьшение размера премий.
70–90% компаний включают в компенсационную политику бонусы, зависящие от результата работы сотрудника.
33–53% — выплачивают гарантированные бонусы (например, 13–я зарплата). Максимальный размер премий и комиссионных от продаж может составлять 100–150% от оклада.
10% компаний Москвы и Петербурга, участвовавших в исследовании AVANTA Personnel в начале 2009 года, используют как антикризисную меру уменьшение размера премий.
70–90% компаний включают в компенсационную политику бонусы, зависящие от результата работы сотрудника.
33–53% — выплачивают гарантированные бонусы (например, 13–я зарплата). Максимальный размер премий и комиссионных от продаж может составлять 100–150% от оклада.
Анжелика Тихонова