Российский автозавод — ОАО "ИжАвто", подконтрольное группе СОК, может в ближайшее время остановить конвейер и сократить 5 тыс. рабочих.
Завод не останавливал работу полностью, но в ближайшее
время, возможно, это произойдет, сообщил в среду РИА "Новости" начальник управления по связям с
общественностью группы СОК Дмитрий Румянцев. Среди причин возможной остановки
конвейера — девальвация рубля и падение спроса на автомобили.
ОАО "ИжАвто" выпускает российские автомобили "Иж–27175",
"ВАЗ–21043", а также собирает корейские Kia Spectra и Kia Sorento. Мощность
завода оценивают в 300 тыс. автомобилей в год.
Сборка моделей под корейским брендом на заводе ОАО "ИжАвто"
началась в конце 2006 г. в рамках стратегического альянса с KIA Motors. До
кризиса альянс оценивали как один из результативных. В частности, в 2008 г.
планировалось, что из 100 тыс. автомобилей KIA Motors, продаваемых в России, не
менее 80% будут собирать на заводе "ИжАвто".
Кризис внес коррективы. Как сообщают на предприятии,
комплекты для сборки автомобилей KIA с осени 2008 г. подорожали на 40%. При
этом цены "ИжАвто" остались практически без изменений. На ситуации
также сказывается общая негативная динамика рынка. В феврале Ассоциация
европейского бизнеса (АЕБ) снизила прогноз продаж автомобилей в РФ в 2009 г. до
1,9 млн против 2,4 млн, предполагавшихся ранее.
Только за январь–февраль, по оценкам участников рынка,
продажи новых автомобилей всех брендов в России сократились на 36%. "Впервые мы
начинаем год не с цифр роста, а с отрицательного показателя после длительного
периода стабильного увеличения продаж в России", — отмечает
председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
По информации аналитического агентства "Автостат", продажи
"ИжАвто" за два первых месяца 2009 г. упали на 30% — с 6,5 тыс.
автомобилей в январе–феврале 2008 г. до 4,4 тыс. к аналогичному периоду 2009
г.
"Сокращение продаж "ИжАвто" ниже, чем в среднем по рынку, но
учитывая, что девальвация идет, комплектующие дорожают, а "ИжАвто" трудно
повышать цены, ситуация сложная", — говорит генеральный директор
"Автостата" Сергей Удалов.
Эксперт уточняет, что у "ИжАвто" есть и другие
заказчики, в частности АвтоВАЗ, который претендует на беспроцентный
госкредит в 25 млрд рублей и поддержку государственных банков в размере 90 млрд
рублей. Для АвтоВАЗа в Ижевске выпускают некоторые комплектации "четверки". Хотя
очевидно, что удержать "ИжАвто" на плаву только этот заказ не позволит.
Ранее АвтоВАЗ (а точнее один из основных акционеров
предприятия — Renault–Nissan) рассматривал "ИжАвто" как площадку для сборки
автомобилей под брендом Renault–Nissan, однако из–за непростых кризисных
отношений АвтоВАЗа с группой СОК процесс застопорился. Теперь с учетом
господдержки АвтоВАЗа идея может получить развитие.