Именем гламура

Недавно в ночном эфире, когда на центральных телеканалах можно вести какие-никакие дискуссии, участники одной из программ обсуждали гламур. Чем не тема во время кризиса? Назрело: не до блеска, не до глянца, настало время отрефлексировать и расстаться. Красота, застывшая в точке своей безжизненности, китч, перешедший в наступление, поиск жизни там, где ее быть не может, всемирно известные бренды -- всё это гламур, прекрасный как сама смерть.

Я вспомнила речи экспертов по гламуру, когда всемирно известный бренд «Эрмитаж» утвердился в Выборге, заявив о себе золочеными полутораметровыми буквами на фасаде школы искусств. Здание, построенное по проекту карельского зодчего Уно Ульберга, являет собой шедевр функционализма, характеризующегося, в частности, своей лаконичностью, отсутствием лишних деталей и украшений. Надпись на фасаде грубо разрушает композицию, общественность в шоке.
Скандал? Ничуть не бывало. Все необходимые согласования имеются, в том числе есть подпись департамента по охране памятников, невозмутимо повторяет человек, назначенный директором филиала Эрмитажа в Выборге. Он даже готов показать документы об утверждении проекта. Кто бы сомневался…
Подобные решения возможны здесь и сейчас, они воплощаются, становятся приметами времени, характеризуя общество, существующую иерархию ценностей и место, отводимое в ней культуре.
Сотрудники Эрмитажа, в том числе заместитель директора Владимир Матвеев, приезжали в Выборг. «Если вам что-то не нравится, мы вообще уйдем!» -- таков был лейтмотив их встречи с общественностью и прессой. Провинциальный город, каковым, с точки зрения Северной столицы, вероятно, видится Выборг, должен принять все как есть, испытывая одну лишь благодарность по отношению к госу­дарственному музею, дошедшему до глубинки, -- примерно это должны уразуметь выборжане.
Легким движением руки, росчерком пера, не разрушая и не перестраивая, шедевру архитектуры придали гламурный флер, без которого красота, в понимании сегодняшних чиновников от архитектуры, немыслима.
«Одно радует: надпись будет легко срубить, когда эстетическая правда восторжествует. И аккуратно замазать дырочки», -- говорит главный редактор журнала «Рекламные идеи» Андрей Надеин.
Елена Винокурова, журналист
Эрмитаж заявляет о себе золочеными буквами поверх финского шедевра.
Фото: елена винокурова