В каких проектах заинтересованы венчурные фонды

Автор фото: ДП

Инвестиционные фонды рассчитывают, что создатели стартапов больше не будут работать с оглядкой на лидеров рынка и наконец придумают новый способ монетизации социальных сервисов.

Венчурные фонды (AddVenture, inVenture, Инвестиционный фонд QD, ABRT), активно вкладывавшие в интернет-проекты суммы до $100 тыс, не приостановили свою работу в этом году. Однако теперь, выбирая проект, достойный инвестирования, они исходят из других соображений.
Эксперты исследовательского центра интернет-инкубатора inVenture (дочерняя структура венчурного фонда Russian Media Ventures) одними из первых представили свое видение развития ситуации в 2009 году.
«Деньги стали дороже. Но мы по-прежнему продолжаем инвестировать. И планируем добавить в этом году к трем уже запущенным проектам еще несколько. Правда, мы откажемся от совсем экспериментальных проектов, и от попыток сыграть на росте рынка (то есть вложиться просто в перспективную нишу, не имея в запасе уникальной и прорывной идеи)», - считают аналитики inVenture.
Умные деньги стали дороже Умные деньги стали дороже Умные деньги стали дороже
Инвесторы заинтересованы в проектах, которые сумеют взглянуть под другим углом на традиционную модель монетизации «вебдванольных» сайтов.
«В ближайшем будущем выиграет тот, кто изобретет новые способы монетизации социальных сервисов и сетей. Велика вероятность того, что такой способ будет придуман не крупными игроками этого рынка. Так что инноваций стоит ждать от стартапов», - говорит Дмитрий Репин, профессор ГУ-ВШЭ, организатор конкурса «Бизнес инновационных технологий» в России.
В качестве примера использования нетрадиционной бизнес-модели он приводит сайт «Мамба.ру». Владельцы портала, по его мнению, совершили революцию, когда предложили использовать смс-сообщения для поднятия анкеты в рейтинге на сайте знакомств. С тех пор мобильные микроплатежи стали использовать как основной инструмент дохода социальных сетей и сервисов. Сначала с их помощью продавали услуги для частных лиц (виртуальные подарки, рейтинг), теперь переходят к работе с представителями бизнес-сообщества.
Ярким свидетельством этого тренда можно считать запущенный на базе социальной сети «ВКонтакте.ру» сервис таргетированной рекламы. В марте 2009 года пользователи сайта получили право запускать собственные рекламные акции. По неподтвержденным данным, услугой уже воспользовались более двух тысяч компаний, заинтересованных в продвижении своих товаров среди 30-миллионной аудитории сайта.
«Правда сегодняшего дня состоит в том, что традиционные рекламные модели приносят очень мало денег. Если твой сайт пока не может похвастаться миллионной посещаемостью, не стоит рассчитывать на баннерную рекламу. Например, модель монетизации нашего кросс-платформенного гео-социального сервиса не предполагает продажу показов или кликов. Мы продаем реальных покупателей для магазинов, которые работают в офлайне», - говорит Сергей Денисюк, создатель проекта «Встречер».
Умные деньги стали дороже Умные деньги стали дорожеОднако профессионалы интернет-рынка советуют не торопиться с похоронами рекламной модели монетизации. «Она работает и будет работать. Реклама не умирает, она просто немного устала. Да, объемы продаж упали, но в последние несколько лет интернет-реклама только набирала обороты, поэтому худший для нее прогноз - сохранение объемов прошлого года. Ясно одно - за рекламодателя нужно будет биться, а стартаперы к этому не привыкли. Они считают, что стоит им создать оригинальный проект и деньги потекут рекой. И всегда забывают о таком явлении как отдел продаж», - говорит генеральный директор компании WebMaster.Spb Андрей Рябых, более известный как интернет-буржуй.
В целом, задача руководителя интернет-проекта сейчас сводится к тому, чтобы заставить не только пользователей, но и представителей бизнеса с радостью платить за потребности и услуги, о которых ранее они даже не подозревали.