Уволенные творят добро

СПб. С приходом финансового кризиса все меньше пожертвований на благотворительность поступает от российских компаний, и все больше -- от частных лиц через Интернет.

По данным опроса, проведенного информационным центром «Благотворительность в России», в 2009 году 27% российских компаний ликвидировали в своих бюджетах статью «благотворительность».
Еще 18% сократили эти расходы на 50%. Русло корпоративных пожертвований от бизнеса стало подсыхать. Однако помощь подоспела из Интернета и от граждан с мобильными телефонами: раскрылись электронные кошельки, и полетели sms.
Стали востребованы специализированные страницы на сайтах благотворительных организаций и фондов, где можно в три клика пожертвовать с помощью банковской карты или прямым переводом с банковского счета. Так, например, по словам Александра Шувалова, директора департамента по работе со сторонниками отделения Greenpeace в России, сбор пожертвований на нужды компании через Интернет за первые 2 месяца этого года вырос на 120% по сравнению с показателями 2 последних месяцев 2008 года. «Кризис действительно привел к увеличению количества частных жертвователей. Произошло высвобождение кадров, -- рассказывает Евгений Мачнев, исполнительный директор Центра развития некоммерческих организаций. -- И у сокращенных менеджеров пока еще есть деньги и время подумать, походить по сайтам благотворительных фондов. Раньше на это могло попросту не хватать времени. Плюс срабатывает мифология кризиса. Кругом беда. Это подвигает людей помогать друг другу более активно». По его словам, люди по-прежнему жертвуют наибольшие объемы средств на нужды тяжело больных детей, животных и различных экологических фондов. Кирилл Лапин, заместитель генерального директора инвестиционной компании «Доходъ», вообще прогнозирует дальнейшее увеличение числа частных жертвователей. «Согласно Максу Веберу, «объем благотворительности в большей мере зависит не от благосостояния жертвующих, а от потребностей страждущих». Это связано с тем, что норма пожертвований у людей может увеличиться с 5 до 50% в том случае, если в этой помощи будет нуждаться больше народу, и сокращение доходов у жертвователей, скажем, на 40% все равно приведет к увеличению общего объема пожертвований, -- рассказывает Кирилл Лапин. -- А с началом кризиса потребность в благотворительности существенно увеличилась, и еще больше она возрастет с приходом следующей волны кризиса, которая ударит по самым бедным и беззащитным жителям планеты». Кстати, кризис повлиял и на средний возраст частных жертвователей: если раньше, по разным данным, он составлял 35 лет, то теперь -- 25.
По мнению Евгения Мачнева, исполнительного директора Центра развития некоммерческих организаций, под гнетом финансовых трудностей люди становятся человечнее.
Фото: андрей кульгун