11:0701 марта 200911:07
10просмотров
11:0701 марта 2009
Что-то странное, на взгляд стороннего наблюдателя, творится с российским высшим образованием. Это образование высшие чиновники тянут в противоположные стороны. Не успел министр Фурсенко пригрозить крупномасштабным изъятием лицензий у вузов, где учат непонятно чему и дурно, как тут же президент Медведев сказал, что лучших студентов платных отделений нужно переводить на бесплатные места.
Заявление Фурсенко означает, что студентов слишком много и
нужно их сокращать; заявление Медведева означает, что студентов должно быть
много и их нельзя сокращать.
Практическая мысль Фурсенко в том, что лучше меньше да лучше, особенно в экономический кризис; политическая мысль Медведева в том, что чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось - то бишь не пополняло ряды недовольных, особенно когда экономический кризис чреват социальным бунтом.
Практическая мысль Фурсенко в том, что лучше меньше да лучше, особенно в экономический кризис; политическая мысль Медведева в том, что чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось - то бишь не пополняло ряды недовольных, особенно когда экономический кризис чреват социальным бунтом.
Фурсенко полагает высшее образование инструментом,
позволяющим выпускнику делать карьеру; Медведев смотрит на высшую школу как на
государственный институт, который должен быть, коли мы не хотим развалить
государство. Кто прав? Разумеется, Медведев. Знания и навыки, какие дает вуз в
России, это вообще не карьерные инструменты.
Профессиональных навыков российская высшая школа дает мало,
ну, может быть, за исключением математики, физики и медицины. Журналист после
журфака не умеет написать заметку; выпускнику отделения ландшафтного дизайна не
доверят разбить частный сад; качество выпускников МАДИ видно по качеству
российских дорог.
Объективно высшее образование в России - это реакция на
прусский тип среднего образования, с его зубрежкой и принуждением. Вырвавшись из
казармы, вчерашний школьник вдруг получает немыслимую свободу - ходить или
"закалывать" лекции, уважать или не уважать препода, торчать в библиотеке или
дуть пиво, ходить в лингафонный класс или в ночной клуб. Сессия лишь дважды в
год, а коррупция, слава богу, минимизирует риски исключения.
Главное содержание российского высшего образования - это
образование поколенческих связей. Роман Абрамович и дня не проучился в
московской "Губке", но зато тусовался в ее коридорах с Ойфом, Швидлером и всем
будущим руководством "Сибнефти", то есть де-факто свой диплом получил (и похоже,
что красный). Владимир Путин вытащил половину своего курса в главные начальники
страны.
Выпускник филфака ЛГУ Сергей Иванов стал министром обороны
благодаря тому, что удачно в свое время возглавил университетский комитет
комсомола, где на него и обратили внимание товарищи из КГБ. Рейтинг российских
вузов - это рейтинг шансов попасть в обойму; он к рейтингу умений отношение
имеет малое.
Когда в кресло главы Минатома нужно было посадить своего,
министра Румянцева в секунду заменили на министра Кириенко, хотя первый был
физиком-ядерщиком и директором Курчатовского института, а второй знатным
либералом да дианетиком. Поэтому реформатор высшей школы у нас - это враг
системы. И это основная причина, по которой реформы образования в России будут
идти непрерывно, но само образование будет оставаться на месте.
Российский студент может не волноваться. А министр Фурсенко
пусть зайдет после уроков к директору.
Дмитрий Губин, телеведущий