Курильщики реагируют на кризис

СПб. Несмотря на то что продажи сигарет в период кризиса страдают в последнюю очередь, около 10% курильщиков в Петербурге уже переключились на более дешевую продукцию.

Согласно исследованию Nielsen, табак оказался в числе продуктов, на которых потребители готовы экономить в последнюю очередь. Курильщики не склонны сокращать ни объемы потребления, ни менять привычные марки сигарет.
Тем не менее кризис все же вносит коррективы в развитие этого рынка. По словам ведущего эксперта по табачному рынку «Nielsen Россия» Николая Мирошниченко, несколько месяцев назад приостановился процесс переключения потребителей на более дорогие марки сигарет. Так, доля премиального сегмента (свыше 30 рублей за пачку), прежде активно растущая, зафиксировалась и остается с октября по декабрь 2008 года стабильной (на уровне 16,8-16,9% в натуральном выражении). Доля дешевого сегмента до октября 2008 года снижалась, но с тех пор остается стабильной (34,2%).
Директор по исследованиям компании «КОМКОН Санкт-Петербург» Елена Хлюпова отмечает, что потребительское поведение 80% курящих людей в Петербурге не изменилось во время кризиса, однако 9% переключились на более дешевые марки, а 6% стали покупать сигареты реже.
Основные производители сигарет утверждают, что потребители пока не отреагировали на кризис. Так, директор по коммуникациям, благотворительным и спонсорским проектам группы компаний JTI в России Анатолий Верещагин уверяет, что существенных изменений в структуре потребительского спроса пока не наблюдается. «Однако вполне вероятно, что может произойти смещение с дорогих на более дешевые бренды», -- прогнозирует он.
Генеральный директор ЗАО «Филип Моррис Ижора» Сергей Гуров также отметил, что с конца 2008 года наблюдается замедление тенденции к переходу потребителей сигарет на более дорогие марки премиального ценового сегмента. Глава ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин считает, что 10% петербуржцев, переключившихся на более дешевые сорта сигарет, пока никак не повлияют на российскую табачную отрасль.
Изменение спроса ощутили небольшие табачные магазины. В петербургской сети «Ростабак» подчеркнули, что помимо перехода на более дешевые сигары и табак заметно общее снижение числа покупателей.
По словам Желнина, последние несколько лет объем российского рынка сигарет оставался практически на одном уровне.
Лидером дешевого сегмента, который должен выиграть от изменений в структуре спроса, является компания JTI (32%). Пострадать же могут компании Philip Morris (43% в премиальном сегменте) и BAT (51% в самом высоком -- престижном сегменте).
Вадим Желнин уверен, что 10% петербуржцев не по­влияют на всю отрасль.
фото: коммерсант
Цифры
Производство сигарет и папирос в России
413 млрд штук сигарет и папирос произведено в 2008 г., из них 387 млрд -- сигареты с фильтром. Последние годы экспорт рос, в 2008 г. он составил 17 млрд штук. (Данные ассоциации «Табакпром».)