Некоторые работники "АвтоВАЗа" сегодня играют на рабочем месте в компьютерные игры, или пьют водку. Больше в Тольятти заниматься нечем, ведь вся жизнь этого города вращается вокруг местного автомобильного гиганта.
Стоянки АвтоВАЗа забиты готовыми автомобилями, их около
90000. Машины ждут своих покупателей, но местные автодилеры готовятся к закрытию
магазинов. Продажи упали почти на 90%. Ставшие недавно матерями жительницы
Тольятти отчаянно ищут работу, потому что их попавшие под сокращения
мужья сами ничего не могут найти для себя.
Несмотря на огромные долги, «АвтоВАЗ» собирается потратить
2,5 млн евро на участие в чемпионате мира по гонкам WTCC. Администрация города
Тольятти, сама испытывающая большие трудности из-за кризиса, поддерживает это
решение компании.
Отчаяние витает в атмосфере города, где проживают 700000
человек, и где каждый седьмой взрослый житель работает на "АвтоВАЗе". Да и
большинство других горожан как-то зависят от деятельности комбината. Они либо
участвуют в продаже автозапчастей, либо работают в предприятиях малого бизнеса,
вроде ресторанов, или фирм, устанавливающих спутниковые тарелки. Их клиенты, в
свою очередь, трудятся на автогиганте.
Так не должно было случиться. В прошлом году Россия должна
была стать крупнейшим авторынком Европы, но финишировала лишь на четвертом
месте, так как банки перестали выдавать автокредиты. Правительство пыталось
помочь "АвтоВАЗу" введением драконовских таможенных пошлин на ввоз подержанных
иномарок. Власти также пообещали субсидировать выдачу кредитов.
Читайте также:
"Автоваз" отдохнул и начал работать
Но российский рынок продаж автомобилей упал в январе на 33%
в годовом исчислении. Банки увеличили проценты по автокредитам до 25%, "АвтоВАЗ"
также увеличил стоимость автомобилей.
"Мы продавали до 1000 машин в месяц, а теперь реализуем
только 100, - говорит автодилер из Тольятти Магомед. - Банки не дают кредиты, а
люди, которые ничего не прятали под матрасами, ждут что машины станут
дешевле. Но это глупо - этого никогда не произойдет". Магомед просил не называть
его фамилию, чтобы он мог говорить честно. Дилер упрекает "АвтоВАЗ" в повышении
цен и в том, что теперь компания отказывается доставлять клиентам автомобили
своим транспортом, как она делала в прошлом году.
"АвтоВАЗ" увеличил стоимость новейшей последней модели Lada
Priora с 271000 до 275000 рублей в декабре прошлого года, а потом поднял
ее еще до 277000. С учетом интереса дилера, этот автомобиль сейчас
продается за 291000 рублей. Теперь компания грозится не выполнять заказы
дилеров на некоторые новые автомобили, если в них не будут включены заявки на
плохо продаваемые Lada Kalina - до 20% от общего заказа, как утверждает Магомед.
Фабричная цена на эту модель составляет 300000 рублей.
Официальные представители компании письменно ответили на
вопросы авторов этой статьи. Комментируя жалобы дилеров, представители компании
заявили, что подняли цены на 2,4% в этом году. "Мы продаем Lada Kalina с
дисконтом в 15%", - сообщила пресс-служба автогиганта. "АвтоВАЗ" собирается
продать в феврале 40000 моделей Kalina, компания надеется на государственные
субсидии автокредитов, так как 45% автомобилей "АвтоВАЗа" в прошлом году были
проданы именно в кредит.
Средняя зарплата работников комбината упала с 16000 до 10000
рублей, как заявила сотрудница "АвтоВАЗа" Кира Стрига. Средняя зарплата в целом
по России в январе составила 15200 рублей. Некоторые секции комбината работают
на пятую часть своих мощностей. Работникам предложено либо оставаться дома, либо
ходить на завод. В обоих случаях они получат две трети оклада.
"Некоторые из нас играют на компьютерах, установленных на
производственных линиях, или пьют водку где-нибудь в уголке, - говорит Андрей
Солохин, работник пресса. - Никто нас не проверяет". Сам Солохин предпочитает
большую часть времени проводить дома, получая две трети от своего оклада в 16000
рублей.
Чтобы заработать дополнительно Андрей дает уроки игры в
бильярд, он также предлагает бесплатные психологические консультации. Другие
работники промышляют извозом. Эти способом в гооде нельзя существенно поправить
материальное положение. Машин в Тольятти много, а клиентов мало.
По информации The Moscow Times.