Производители стройматериалов оказались на дне

С середины прошлого года цены на различные группы строительных товаров для жилищного строительства снизились на 30%-60%. Производители стройматериалов считают, что «дно» достигнуто.

По оценке Сергея Неродного, коммерческого директора "Гранит-Кузнечное", за сентябрь-октябрь 2008 года уровень цен снизился на 35-40%. "Дальнейших понижений я не вижу. И есть определенные экономические показатели, из-за которых снижение цены невозможно. Какое-то ценовое падение произошло, и в дальнейшем его не ожидается. Поэтому можно сказать, что вот оно "дно", на которое можно опереться".
В металлосервисном сегменте также наблюдается уменьшение цены на 35-45%. "На арматуру есть также падение, причем до 60%. Там очень интересная диаграмма наблюдается: то резкий взлет, то резкое падение", - подчеркивает директор металлосервисной компании Константин Веретельников.
По словам исполнительного директора компании "Метробетон» Михаила Бизяева,
в благоприятное время, летом 2007 года, стоимость цемента было около $350 за тонну, а товарный бетон продавался по цене $200 за куб. "Однако это была аномально высокая цена. Таких в мире не было вообще. Тем не менее, за это платили. Сегодня стоимость цемента - 3000 рублей за тонну, стоимость товарного бетона тоже оценивается в 3000 рублей. Цена упала. Для того, что ввести по 2 млн м2. жилья в год, нужно в заделе иметь 6 млн м2. жилья. А сегодня 8 млн м2. заморожено. Таким образом, к декабрю 2010 года у нас нечего будет возводить".
Дальнейшее развитие рынка строительных материалов и услуг зависит от того, как производители приспособятся к новым "правилам игры". По мнению генерального директора консалтинговой компании "Решение" Александра Батушанского, производителям строительных материалов нужно не бояться работать с госзаказами и продумывать долгосрочную стратегию. "Нужно уметь планировать движения средств, чтобы не было кассовых разрывов. Мы, например, пропагандируем услугу тендера с привлечением независимых "закупщиков", - отмечает А. Батушанский.
С мнением производителей стройиндустрии согласны застройщики. "После того, как в конце 2008 года объем ввода жилья в Петербурге превысил запланированный на 0,6 млн. м2., покупатель растерялся от такого изобилия предложений. Однако за последние 2 месяца ситуация изменилась: большинство ликвидных квартир за 2009 год ушло. И сейчас уже покупатель сталкивается с проблемой выбора жилья (местоположения, планировка, и т.д). В связи с этим, стоимость на ликвидные квартиры заметно выросла. Из-за ситуации на рынке подобная тенденция (роста цены) будет и дальше продолжаться, так как с каждым днем такого "ликвидного жилья" становится все меньше", - отмечает Виталий Виноградов, директор по маркетингу и продажам ООО "Лидер Групп".
Игорь Фёдоров