Консультационные пункты должны помочь гражданам в решении вопросов потребительского кредитования

В целях совершенствования политики в сфере консультирования и информирования потребителей, в Санкт-Петербурге открыты бесплатные консультационные пункты, где можно получить необходимую консультацию юристов по всем вопросам, в том числе, и по проблемам потребительского кредитования.

Эти пункты территориально расположены в филиалах ФГУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге" № 5 (по адресу Серебристый бульвар, д.18, тел.: 349-36-37) и № 6 (по адресу ул. Отважных, д. 6 , тел.: 736-9446).
По данным Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, количество обращений граждан на неудовлетворительное предоставление услуг кредитными организациями по сравнению с 2007 годом возросло в 2,5 раза. В 2008 году поступило 79 обращений потребителей (5 из них было рассмотрено в рамках работы общественной приемной Роспотребнадзора и "горячей линии"). В 2007 году было принято и рассмотрено 31 обращение. Развитие рынка банковских услуг в прошлом году обусловило и возросшую активность потребителей, которые, сталкиваясь с проблемами, обращались за помощью в вышестоящие организации. Граждане сообщали о нарушениях их прав, допущенных при заключении кредитного договора, при выдаче пластиковых карт, при открытии вклада, при оплате услуг через "платежные терминалы".
Большая часть заявлений касалась нарушения прав потребителей при заключении кредитных договоров. Статистика показывает, что основными нарушениями со стороны кредитных организаций являются: недоведение до сведения потребителя необходимой и достоверной информации о кредите (график погашения, полная сумма кредита, подлежащая выплате); взимание платы за ведение ссудного счета; введение комиссии за предоставление кредита и его обслуживание; установка штрафов за досрочное погашение задолженности по кредиту.
За выявленные нарушения в 2008 году 4 кредитные организации привлечены к административной ответственности в виде штрафа по ч.1 ст.14.8, ч.2 14.8 на общую сумму 30,5 тыс. рублей.
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Галина Герцева считает, что некоторые банки в ряде случаев избежали ответственности из-за того, что граждане обратились с проблемой слишком поздно - через полтора, два, а то и три года после заключения кредитного договора. А это значит, что в соответствии со статьей 4.5 Кодекса РФ об административных нарушениях, банк невозможно привлечь к ответственности по истечению срока давности, даже если правонарушение имело место.
По мнению Галины Герцевой, многое зависит и от внимательности самих потребителей: подписав кредитный договор, потребитель соглашается со всеми условиями банка и принимает на себя обязательства по их выполнению. Лучше досконально разобраться в том, что предлагает кредитная организация, до момента подписания договора или, как минимум, своевременно обратиться в соответствующие органы за помощью при столкновении с нарушением.
Роспотребнадзор
тел.: (812) 575-81-13