Тем, кто не попал под сокращение, есть смысл продолжать повышать свою производительность и понять как теперь, в условиях кризиса, работодатель будет оценивать эффективность сотрудников.
Задумайтесь: сегодня уровень производительности российских
предприятий составляет 10-30% от уровня США (по данным компании Strategy
Partners), пишут "Ведомости". "Если бы всего 10% от общего числа занятых в
России работали на предприятиях со средним уровнем производительности в США
($137 00 на занятого), то валовой выпуск российской экономики увеличился бы
приблизительно в 1,4 раза, а ВВП в — 1,5 раза", — говорится в отчете Strategy
Partners "Производительность труда как ключевой фактор конкурентоспособности
российской экономики".
Чтобы достигнуть аналогичных показателей при текущем уровне
производительности, потребуется дополнительно создать не менее 30 млн новых
рабочих мест, комментирует управляющий партнер Strategy Partners Александр
Идрисов.
"Нам очень хотелось избежать сокращения персонала, —
рассказывает управляющий директор НБ "Траст" Руслан Шатохин, — но руководство
понимало, что это наиболее быстрый способ уменьшить расходы". Оставшимся
приходится приспосабливаться к новым требованиям. По словам Шатохина, если
раньше производительность каждого сотрудника рассчитывалась по количеству
выданных кредитов, то в ситуации кризиса банк переориентировал систему мотивации
в сторону привлечения денег, т. е. депозитов: "Если раньше депозиты приходили с
рынка сами благодаря рекламе, то теперь их объем является одним из ключевых
показателей эффективности наших консультантов".
"Безусловно, система показателей KPI у многих компаний будет
меняться, — уверен Максим Протасов, председатель совета директоров консервного
холдинга "Помидорпром" — В прошлом году у нас она была ориентирована на
увеличение рыночной доли компании, а в этом производительность труда практически
всего топ-менеджмента будет оцениваться по двум ключевым показателям —
гросс-марже (валовой прибыли) и чистой прибыли".
"У нас всегда ключевым показателем эффективности являлись
страховые взносы, — говорит гендиректор компании "Отечество" Павел Иванушко. —
Раньше самым распространенным было страхование кредитных автомобилей, сейчас
акцент делается на другие продукты — например, на программы медицинского
страхования". Кроме общего размера взносов в оценке эффективности консультанта
особое внимание стало уделяться такому показателю, как убыточность по личному
портфелю сотрудника (разница между тем, сколько человек принес денег компании, и
тем, сколько выплат произошло по его договорам).
"В туристическом бизнесе совершенно не задумываются над тем,
сколько стоит работа, которую мы взваливаем на свои плечи, — сетует Станислав
Костяшкин, гендиректор российского агентства деловых путешествий "Континент
экспресс". — Что такое KPI для нас? Если на один выписанный билет агент будет
вести три дня переписку с клиентом, а потом на этот билет последний сделает 10
изменений или вовсе вернет его, компания ничего не заработает, а
производительность сотрудника будет нулевой. Мы должны научиться оценивать
работу агентов ровно в тех деньгах, которые нам потом будет возмещать
клиент".