PricewaterhouseCoopers прогнозирует 25-50% падение рынка автомобильных продаж в России в 2009 году. По мнению аналитиков, упадут также кредитные продажи и средняя цена автомобиля.
PricewaterhouseCoopers подсчитал, что в 2008 году российский
рынок автомобилей вырос на 14% в количественном выражении и на 29% в денежном.
Средняя цена машины выросла на 13% до $21,7 тыс. Всего аналитики насчитали в
России в прошлом году 3,175 млн проданных машин. Из них 1,5 млн составили новые
импортированные автомобили, 700 тыс – машины российских марок, 580 тыс –
иномарки российской сборки и 395 тыс – импортные подержанные автомобили.
Наиболее динамично развивался сегмент произведенных в России моделей иностранных
брендов - +32%. Новые импортные автомобили прибавили 24%, а подержанные – всего
4%. Российские производители сократили продажи на 9%. Общий объем рынка составил
$69 млрд.
Падение рынка, стремительно набиравшего обороты до недавних
пор, началось еще в последних месяцах 2009 г. Так, по данным Ассоциации
европейского бизнеса, сокращение продаж машин иностранных марок в декабре
составило 10%, хотя, по итогам года число реализованных в России иностранных
автомобилей выросло на 26%.
Лидерами рынка стали Chevrolet с 234,5 тыс машин (+24%,
Hyundai – 192,7 тыс машин (+30% и Toyota – 190 тыс машин (+31%. Занимавший в
прошлом году второю строчку Ford не смог конкурировать с преследователями и
занял четвертую строчку рейтинга с 186,8 тыс машин (+6%. Место в десятке лидеров
потерял KIA 88,2 тыс машин (+12%. Opel и Honda отодвинули его на 11 место.
В целом, все крупнейшие иностранные производители сумели
закончить 2008 год в плюсе. Серьезно упали продажи лишь у "открытия" 2007 года –
китайского Chery – минус 58% и 15,7 тыс машин, а шведский Volvo сыграл "в ноль"
- 21 тыс машин, что всего на 36 единиц меньше, чем в прошлом году.
Однако декабрь стал провальным. Среди иностранных марок,
входящих в первую десятку по популярности, сохранить положительную динамику в
декабре удалось лишь Toyota (+7% и Honda, показавшей феноменальные +113%.
Последнего производителя можно назвать наиболее успешным по привлечению новых
потребителей. В 2008 году прирост продаж Honda составил также рекордные 50,5 тыс
машин – настолько свои годовые показатели не сумели увеличить даже лидеры рынка
Chevrolet и Hyundai: +44,9 тыс машин и +44,8 тыс машин соответственно.
Партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут уверен, что 2008
год стал последним годом роста российского авторынка в обозримом будущем. "В
базовом сценарии падение продаж составит 25% в количественном
выражении, таким образом, объем продаж будет около 2,3 млн автомобилей,
при пессимистическом сценарии падение достигнет 50% при объеме рынка
в 1,6 млн штук", - считает он. Кроме того, по данным PricewaterhouseCoopers доля
автомобилей, приобретенных в кредит, снизится
с 31% в 2008 году до 20-10% в 2009 г, а средняя
стоимость продаваемого автомобиля в 2009 г. составит $20-18 тыс. против $21,7
тыс. годом ранее.
Евгений Войтенков, совладелец автосалона "Олимп", склонен
рассчитывать на пессимистичный сценарий развития событий, при котором падение
продаж превысит даже 50%, а количество проданных машин вряд ли превысит 1,5 млн
штук. "Рынок был очень придуманным – банки вселяли в людей слишком большие
ожидания, провоцируя их на получение кредитов, сетует он. – Мне было не понятно,
откуда взялось столько денег, хотя никто толком не работает".
Виталий Новиков, директор петербургского филиала группы
Sollers, наоборот склонен смотреть на рынок более оптимистично: скорее минус
25%. "Пока что особого кризиса я не вижу. Авторынок в объемах может и не
измениться – скорее изменится его структура. У нас по-прежнему живы основные
секторы экономики, работает госзаказ, есть отрасли, которые кризис вообще не
затронул, - полагает он. – Люди больше будет брать автомобили экономичные,
дизельные, более бюджетные, с более скромными комплектациями, но в целом
покупать не перестанут".
Прогнозы PricewaterhouseCoopers – серьезный индикатор для
российского авторынка, однако не стоит забывать о том, что еще год назад
компания прогнозировала продолжение роста продаж. Так, по мнению аналитиков
компании годичной давности, к 2011 году объем рынка должен был достичь уровня
минимум в 4,3 млн машин, а в стоимостном выражении – $96 млрд. В
PricewaterhouseCoopers рассчитывали, что половину этой суммы составят кредитные
машины.
Денис Лебедев