PricewaterhouseCoopers прогнозирует 25-50% падение рынка автомобильных продаж в России в 2009 году. По мнению аналитиков, упадут также кредитные продажи и средняя цена автомобиля.
  PricewaterhouseCoopers подсчитал, что в 2008 году российский 
рынок автомобилей вырос на 14% в количественном выражении и на 29% в денежном. 
Средняя цена машины выросла на 13% до $21,7 тыс. Всего аналитики насчитали в 
России в прошлом году 3,175 млн проданных машин. Из них 1,5 млн составили новые 
импортированные автомобили, 700 тыс – машины российских марок, 580 тыс – 
иномарки российской сборки и 395 тыс – импортные подержанные автомобили. 
Наиболее динамично развивался сегмент произведенных в России моделей иностранных 
брендов - +32%. Новые импортные автомобили прибавили 24%, а подержанные – всего 
4%. Российские производители сократили продажи на 9%. Общий объем рынка составил 
$69 млрд. 
 
  
  Падение рынка, стремительно набиравшего обороты до недавних 
пор, началось еще в последних месяцах 2009 г. Так, по данным Ассоциации 
европейского бизнеса, сокращение продаж машин иностранных марок в декабре 
составило 10%, хотя, по итогам года число реализованных в России иностранных 
автомобилей выросло на 26%. 
  Лидерами рынка стали Chevrolet с 234,5 тыс машин (+24%, 
Hyundai – 192,7 тыс машин (+30% и Toyota – 190 тыс машин (+31%. Занимавший в 
прошлом году второю строчку Ford не смог конкурировать с преследователями и 
занял четвертую строчку рейтинга с 186,8 тыс машин (+6%. Место в десятке лидеров 
потерял KIA 88,2 тыс машин (+12%. Opel и Honda отодвинули его на 11 место. 
  В целом, все крупнейшие иностранные производители сумели 
закончить 2008 год в плюсе. Серьезно упали продажи лишь у "открытия" 2007 года – 
китайского Chery – минус 58% и 15,7 тыс машин, а шведский Volvo сыграл "в ноль" 
- 21 тыс машин, что всего на 36 единиц меньше, чем в прошлом году.
  Однако декабрь стал провальным. Среди иностранных марок, 
входящих в первую десятку по популярности, сохранить положительную динамику в 
декабре удалось лишь Toyota (+7% и Honda, показавшей феноменальные +113%. 
Последнего производителя можно назвать наиболее успешным по привлечению новых 
потребителей. В 2008 году прирост продаж Honda составил также рекордные 50,5 тыс 
машин – настолько свои годовые показатели не сумели увеличить даже лидеры рынка 
Chevrolet и Hyundai: +44,9 тыс машин и +44,8 тыс машин соответственно.
  Партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут уверен, что 2008 
год стал последним годом роста российского авторынка в обозримом будущем. "В 
базовом  сценарии  падение продаж составит 25% в количественном 
выражении,  таким образом, объем продаж будет около 2,3 млн автомобилей, 
при пессимистическом  сценарии  падение достигнет 50% при объеме рынка 
в 1,6 млн штук", - считает он. Кроме того, по данным PricewaterhouseCoopers доля 
автомобилей,  приобретенных  в  кредит,  снизится  
с  31% в 2008 году до 20-10% в  2009  г, а средняя  
стоимость продаваемого автомобиля в 2009 г. составит $20-18 тыс. против $21,7 
тыс. годом ранее.
  Евгений Войтенков, совладелец автосалона "Олимп", склонен 
рассчитывать на пессимистичный сценарий развития событий, при котором падение 
продаж превысит даже 50%, а количество проданных машин вряд ли превысит 1,5 млн 
штук. "Рынок был очень придуманным – банки вселяли в людей слишком большие 
ожидания, провоцируя их на получение кредитов, сетует он. – Мне было не понятно, 
откуда взялось столько денег, хотя никто толком не работает".
  Виталий Новиков, директор петербургского филиала группы 
Sollers, наоборот склонен смотреть на рынок более оптимистично: скорее минус 
25%. "Пока что особого кризиса я не вижу. Авторынок в объемах может и не 
измениться – скорее изменится его структура. У нас по-прежнему живы основные 
секторы экономики, работает госзаказ, есть отрасли, которые кризис вообще не 
затронул, - полагает он. – Люди больше будет брать автомобили экономичные, 
дизельные, более бюджетные, с более скромными комплектациями, но в целом 
покупать не перестанут".
  Прогнозы PricewaterhouseCoopers – серьезный индикатор для 
российского авторынка, однако не стоит забывать о том, что еще год назад 
компания прогнозировала продолжение роста продаж. Так, по мнению аналитиков 
компании годичной давности, к 2011 году объем рынка должен был достичь уровня 
минимум в 4,3 млн машин, а в стоимостном выражении – $96 млрд. В 
PricewaterhouseCoopers рассчитывали, что половину этой суммы составят кредитные 
машины.
  Денис Лебедев

