Куда ж нам плыть?

После полугодового отсутствия на сцене, вызванного рождением ребенка (о любом факте частной жизни суперзвезд оповещен мир), Анна Нетребко спела заглавную партию в премьерном представлении оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в Мариинском театре. В очередной раз заставив задуматься о перепутье, на котором оказались опера и, шире, академическая музыка в целом. В последние два десятилетия прошлого века опера двинулась навстречу широким народным массам. То бишь стала попсеть. И артисты, и импресарио уверяли, что ими движет не жажда наживы: просто если классику не продвигать, не рекламировать, не привносить в нее приемы шоу-бизнеса, она вымрет за отсутствием публики.

Анна Нетребко, безусловно, превосходный продукт этих технологий, и ее профессиональные труды -- лишь часть социокультурного явления, каковое представляет собой всякая звезда. Люди делятся на тех, кто попал «на Нетребко», и остальных, которым не положено задавать вопрос «ну как?», потому что счастливым следует быть по факту попадания.
Ежели все-таки задаться этим дурацким вопросом… На мариинскую сцену перенесли позапрошлогодний спектакль Шотландской оперы. Некто Джон Дойл расставил на лестницах (художник Лиз Эшкрофт) хор и солистов так, чтобы они не перекрывали друг друга, тем его режиссерские усилия и ограничились. Что правильно: имелось в виду отнюдь не оригинальное прочтение произведения, но создание антуража для звезды. Он создан: солистка ярко подсвечена во всех привычных мизансценах (особенно в коронной сцене сумасшествия III акта, где ее неизменные жесты, кружения, пробежки и т. д. отшлифованы до блеска). Просвещенные зрители обнаружили в ее вокале прежнюю прекрасную кантилену, отличную филировку звука, явные погрешности в виртуозных колоратурных украшениях, которыми славна и трудна эта партия, и, в целом, некоторую то ли экономность в дозировании душевных сил, то ли попросту пустоватость. Остальные упивались лицезрением кумира -- да и странно не быть счастливым, купив билет за 18 тысяч.
Вот и перепутье. С одной стороны, размываются критерии: все, что делает звезда, прекрасно уже потому, что это делает она. С другой -- благодаря звездам люди, далекие от академического искусства, готовы платить за него деньги. Без которых оно, оставшись уделом одних лишь знатоков и ценителей, не выживет.
Дмитрий Циликин, журналист