Андреас Энгель: "Наша стратегия – не экономить, а зарабатывать"

Андреас Энгель

Как финансовый кризис повлиял на рынок авиаперевозок в Европе и России, а также на чем может экономить в период кризиса бюджетный перевозчик, в интервью dpmoney рассказал Андреас Энгель (Andreas Engel) – директор департамента по связям с общественностью Germanwings и официальный представитель авиакомпании в России.

dpmoney: Насколько серьезно финансовый кризис повлиял на отрасль авиаперевозок в Европе и, в частности, на вашу компанию?
Андреас Энгель: Уже стали заметны первые последствия финансового кризиса, как он сказался на рынке авиаперевозок. Особенно их почувствовали на себе мелкие перевозчики, поскольку они более зависимы Андреас Энгельот пассажиров, которые стали меньше покупать билеты. Авиакомпания Germanwings оказалась в несколько лучшей ситуации. Пока что мы не так, как Андреас Энгель (Andreas Engel), директор департамента по связям с общественностью Germanwings и официальный представитель авиакомпании в Россиидругие, чувствуеАндреас Энгельм кризис на себе и по итогам года останемся прибыльной компанией. Как бюджетный перевозчик мы отчасти даже выигрываем, потому что некоторые пассажиры традиционных авиакомпаний перешли к нам, пАндреас ЭнгельАндреас Энгельоскольку у нас такое же хорошее качество, такие же хорошие новые самолеты Airbus, но зАндреас Энгельа меньшие деньги. Например, сейчас у нас достаточно большой процент бизнес-путешественников – 42% из числа всех пассажиров. В следующем году мы ожидаем, что он еще увеличится. В целом, мы надеемся, что несмотря на финансовый кризис мы останемся на плаву и вопреки общей тенденции падения объемов авиаперевозок будем продолжать расти. За шесть лет существования мы каждый год демонстрировали рост, всегда были в плюсе и хотим и во время кризиса как минимум не быть в минусе.
dpmoney: Чем Germanwings отличается от других лоукостеров?
А.Э.: В отличие от других лоукост-перевозчиков наше преимущество в том, что мы летаем из крупных городов и из крупных аэропортов, таких как лондонский Heathrow. Большинство же лоукостеров летают из каких-то мелких региональных никому не известных аэропортов, что не выгодно для бизнес-путешественников. За счет такой модели мы получили достаточно высокий процент бизнес-путешествий. Кроме того, наш базовый аэропорт находится в Кельне/Бонне, а там сконцентрировано много предприятий. В частности, Deutsche Telekom с 30 тысячами сотрудников, которые только за один месяц совершают 10 тысяч полетов на наших самолетах.
dpmoney: Бюджетные авиакомпании – это компании, которые значительно экономят на всех составляющих перевозок, за счет чего собственно и строится их бизнес. Но во время финансового кризиса большинство компании вынуждены идти на различные сокращения издержек, оптимизацию. На чем может экономить компания, бизнес которой и так построен на экономии? Не влияет ли это, например, на безопасность полетов?
А.Э.: Вообще-то, как лоукост-перевозчику, нам не на чем особенно экономить. Наши самолеты и так минимум времени проводят на земле, то есть постоянно зарабатывают. Наш флот состоит из 25 самолетов Airbus и каждый из них от 12 до 14 часов в день находится в воздухе. В среднем каждый самолет совершает 4-6 рейсов в день, то есть при загрузке 80% мы перевозим одним самолетом около 1000 пассажиров в день. 95% билетов – в среднем 20 тысяч билетов в день – мы продаем через Интернет. У традиционных перевозчиков достаточно много персонала сидит в офисах или аэропортах, а из 1000 наших сотрудников 52 – это пилоты, и 700 – стюардессы. Это объясняется тем, что некоторую работу мы передаем другим компания по аутсорсингу. Получается, что практически наши статьи расходов – это авиационный керосин, аэропортовые сборы и зарплата сотрудникам. Учитывая это, наша задача скорее не экономить, а стремиться к еще большей продуктивности, скажем, увеличивая коэффициент загрузки кресел, перевозя в каждом самолете еще большее количество пассажиров. Например, казалось бы, наши самолеты между полетами Андреас Энгельнаходятся на земле всего 35 минут. Но мы можем работать над тем, что бы может быть еще сократить это время пребывания в аэропорту, потому что мы естественно за стоянку должны платить деньги.
То есть, наша стратегия – не экономить, а увеличивать продуктивность и стремиться заработать больше денег. В этом и есть наша экономия. Цены на билеты у нас все равно существенно ниже, чем у традиционных авиаперевозчиков. И при этом мы предлагаем вполне себе традиционный продукт. То есть это современные самолеты и тут мы не экономим на качестве. Если что мы и корректируем, то это взимаем деньги за какие-то дополнительные услуги. При этом, несмотря на то, что наши билеты продаются по низкой цене, мы, тем не менее, зарабатываем, то есть мы не занимаемся благотворительностью.
dpmoney: То есть в Germanwings совсем нет каких-то типичных антикризисных мер, таких как сокращение штата, уменьшение зарплат?
А.Э.: Да, это именно так – специальных антикризисных мер в виде увольнений у нас нет. В каком-то смысле нам повезло, что еще до первых признаков Андреас Энгельфинансового кризиса мы продали четыре из 29 своих Airbus. Это решение было принято в связи с тем, что мы решили концентрироваться на росте не в ширь, а вглубь. Мы решили продать четыре самолета, сократить провозные емкости и сконцентрироваться на самых прибыльных маршрутах в зимнем расписании, которое для перевозчиков является традиционно низким сезоном. Оглядываясь назад, это было очень своевременной мерой, принятой нами еще до наступления кризиса.
dpmoney: Чем на ваш взгляд российский рынок авиаперевозок отличается от европейского, есть ли у него какие-то особенности и в чем его ключевые проблемы на сегодняшний день?
А.Э.: Особых отличий нет. Единственное, что заметно, российский рынок не такой наполненный, как европейский, и пока это позволяет ему расти очень быстро. Летая из "Внуково", несколько лет назад мы наблюдали, как мы были первым европейским авиаперевозчиком. Аэропорт был полупустым. Сейчас в этом плане произошли значительные перемены. Но нормальной ситуацией будет также и то, если рост российского рынка немножко замедлится. Здесь можно провести параллели между ним и нашей компанией. Мы рассчитываем на рост, но уже не на такой динамичный, как в прошлые годы. Так же и с российским рынком.
Что касается наших рейсов в Россию, мы довольны тем, как развиваются события, потому что российская экономика в последние 2-3 года росла и все больше людей могли себе позволить путешествие в Германию. С другой стороны это направление востребованное, поскольку многие немецкие предприятия, например, Mersedes или DaimlerCrysler пришли в Москву, инвестировали в российскую экономику. Это не говоря уже о всяких рекламных агентствах и более мелких предприятиях. Все это нам на руку. Конечно, хороший вопрос, что будет в 2009 году, но я настроен позитивно.
dpmoney: Заложен ли в бюджете компании на 2009 год какой-то определенный курс евро или стоимость авиационного керосина?
А.Э.: Конечно, мы зависим от колебаний курсов, так же как и от изменений цен на авиационное топливо. У нас есть подразделение, которое строит прогнозы и если для нас тенденции негативные, мы принимаем меры. Например, после того, как цены на авиационное топливо снизились, мы снизили топливный сбор. Если мы видим, что тенденция для нас негативная, мы повышаем цены, но не на прямую, а вводим дополнительные платные услуги, такие как возможность бронирования определенного места за 5 евро, или функция регистрации багажа – если у вас не ручной багаж, за это тоже взимается плата.
Точные цифры назвать не могу, но наш финансовый отдел исходит из того, что при цене за баррель меньше $100 мы остаемся в стабильном положении. У нас есть хорошее преимущество – Lufthansa (c 1 января 2009 года 100% акций Germanwings будет принадлежать Lufthansa – прим. ред.), через которую мы хеджируем цены на авиационное топливо. То есть мы захеджировали определенную цену на весь 2009 год. И в этом плане мы чувствуем себя в безопасности. Конечно, это звучит хорошо, но это ничем нам не поможет, если не будет пассажиров. У нас уже открыто бронирование на летнее расписание с 29 марта 2009 года и мы уже можем наблюдать, бронирование идет хорошо, мы оптимистично настроены, но все равно нельзя сказать, что мы до конца спокойны.
Что касается колебаний курса доллара и евро, мы от этого не так зависим, потому что все-таки большинство наших билетов продаются в евро. Но естественно, мы наблюдаем тенденцию, что евро сейчас растет и исходим из того, что в следующем году евро укрепится.
dpmoney: Как вы считаете, когда закончится этот мировой финансовый кризис, достиг ли он уже своего дна?
А.Э.: Я думаю, что ни у кого нет точно ответа на этот вопрос. Каждый из нас надеется, что уже в 2010 году жизнь вернется в нормальное русло и люди снова смогут инвестировать.
dpmoney: Как финансовый кризис повлиял на вас лично?
А.Э.: На мне лично он отразился в минимальной степени, потому что у меня очень небольшая часть сбережений была в акциях, а у кого не было акций, тот в общем-то ничего не потерял. Мне также повезло жить в одном из самых дешевых городов Европы – это Берлин, где все расходы ниже, чем в других европейских городах. Кроме того, я уже шесть лет, то есть с момента основания, работаю в компании Germanwings и меня радует, что у моего работодателя пока все стабильно и я не потерял свое место, как некоторые мои друзья и знакомые. Например, двое моих сокурсников, один из них работал в банке во Франкфурте, второй в Дрезденском банке. Сейчас они оба уволены. Поэтому наличие хорошей работы – моя сильная сторона. Радует то, что мы до сих пор остаемся прибыльной организацией и это позволяет мне надеяться, что я сохраню свое рабочее место. Но придется больше экономить.
dpmoney: На что вы предпочитаете тратить свои свободные деньги?
А.Э.: У меня очень много друзей в Берлине, и в частности среди них есть евреи русского происхождения. Они всегда говорят, что оптимальная модель инвестиций – треть в акциях, треть в золоте, а треть в недвижимости. У меня нет сбережений в золоте. Какое-то время назад я купил себе жилье и машину, и, в отличие от других, автомобиль я оплачивал не в кредит, а наличными. Но если некоторое количество сбережений остается, я стараюсь их вкладывать в государственные инструменты и программы, которые может быть не так много приносят прибыли, но более надежны. Вообще, у меня не так много сбережений, чтобы очень сильно ломать над этим голову.
dpmoney: Какие стратегии вы предпочитаете на фондовом рынке?
А.Э.: Один мой друг-банкир посоветовал мне обращаться с теми деньгами, которые инвестируешь в акции, как с игрой. Не рассчитывать на них, так как их можно легко потерять. Я следую этому совету и в общем-то так к ним и отношусь. У меня есть несколько вложений с долгосрочными, но более надежными целями, есть более рискованные активы. Некоторое время назад у меня были акции русских компаний, которые принесли мне прибыль, но потом я их продал. Ну а сейчас практически все равно, потому что все акции на дне.
Ели даже в России, которая богата природными ресурсами, акции предприятий, которые владеют этими ресурсами, в последнее время упали, то что уж говорить о других? Что касается России, думаю, ваша страна может выйти из кризиса одной из первых. В пользу этого говорят, с одной стороны, опять же, ресурсы, во-вторых, рост экономики в последние годы, и, в-третьих, большой потенциал. Если говорить о немецких предприятиях, сейчас они все в кризисной ситуации, но особенно – автомобильные концерны, банки и страховые компании. Акции авиакомпаний сейчас тоже не очень. В лучшем положении сейчас те, у кого есть свободные средства, которые можно инвестировать в акции, потому что они конечно же снова поднимутся.