Премиум-сегмент автомобильного рынка развивается медленнее массового, но в условиях кризиса он более стабилен. Премиум-сегмент не так сильно, как массовый, пострадал от изменений условий по программам автокредитования. Такой инструмент, как кредит, играл в премиум-сегменте не первую роль, поскольку в среднем в этом секторе 65% автомобилей продавалось по схеме прямой покупки.
Если рынок продаж новых иномарок в Петербурге в 2007 году по отношению к 2006
году вырос на 59% (по России - на 63%), то в «большой тройке» Аudi и Mercedes
прибавили в продажах около 40%. Более высокие темпы продаж в Петербурге BMW
(+54%) были связаны с ростом дилерской сети и являлись скорее экстенсивным
показателем.По итогам же 11 месяцев текущего года премиум-сегмент в Петербурге
демонстрирует те же темпы роста по отношению к 2007 году, что и массовый
сегмент. Такая статистика лишь подтверждает большую устойчивость данного
сегмента к сегодняшним процессам на рынке.
Так, компания «Русь-Авто» (дилер Audi), входящая в холдинг «Мега-Авто», за
ноябрь реализовала лишь на 4% меньше автомобилей, чем продавала в среднем в
месяц в 2008 году. Падение объемов продаж в компании «Омега-Премиум» (Jaguar,
Land Rover) более ощутимое, но связано оно в большей степени с временным
отсутствием в модельном ряду Discovery 3, который составлял треть от объемов
продаж всех моделей марки Land Rover.Развитие премиум-сегмента зависит от целого
ряда факторов, в том числе и социальной и финансово-экономической среды в
регионе, покупательской способности населения. Сдерживающим фактором развития
дилерской сети сегодня являются весьма ощутимые затраты на строительство и
запуск и более высокие сроки окупаемости проектов.
В условиях сегодняшней ситуации на автомобильном рынке Петербурга
значительное влияние на сдерживание роста продаж автомобилей премиум-класса
оказала психологическая составляющая. Несмотря на привычный цикл смены
автомобиля в премиум-сегменте в среднем 1 раз в 2 года, сегодня покупатель не
спешит делать новую покупку и очень чутко отслеживает текущие процессы.На конец
октября текущего года количество автоцентров премиум-сегмента в Петербурге
составляло 13% от общего числа официальных дилерских предприятий, а доля
реализуемых автомобилей - 5,5% от общего объема, включая российские бренды.
Согласно докризисным прогнозам, в ближайшие 2 года динамика рынка автомобилей
должна была ослабнуть вдвое, оставшись при этом положительной. Кризис оттянул
точку насыщения рынка. В ближайший год-полтора мы вернемся к уровню продаж 2007
года, далее рынок продолжит рост.
Премиум-сегмент в Петербурге крайне востребован в силу свойственной нашему городу социальной структуры населения и высокого уровня доходов.
Премиум-сегмент в Петербурге крайне востребован в силу свойственной нашему городу социальной структуры населения и высокого уровня доходов.
Клиенты премиум-сегмента демонстрируют высокую лояльность к марке, то есть
повторно покупают автомобиль именно данного бренда. Как правило, покупатели
имеют высокий профессиональный и социальный статус, стабильный доход, в меньшей
степени нуждаются в привлечении сторонних финансовых средств и меняют автомобили
чаще, чем покупатели в массовом сегменте. Все эти факторы будут поддерживать
продажи премиум-брендов на высоком уровне.
Способствовать этому будут и появляющиеся новинки в модельном ряду, когда
производитель может эффективно увеличивать объемы продаж и в кризисный период,
поскольку покупатели в этом сегменте уделяют большое внимание имиджу и стремятся
к обладанию новыми, технически прогрессивными моделями.