IPO у росийских компаний выходит из моды

Всего год назад число российских компаний, планирующих выйти на публичные торги акциями, казалось просто бесконечным. Но нынче этот способ дополнительного привлечения капитала уже не кажется таки привлекательным. 45 компаний из России отменили, или отложили выход на IPO в 2008 году.

И это число может вырасти еще до конца этого года, если верить данным консультационной компании PBN. Единственным смельчаком на просторах России и СНГ, решившимся выйти на публичные торги в третьем квартале этого года, стал производитель удобрений "Акрон". Остальные компании решили искать дополнительные источники капитала другими способами, или подождать подходящего момента для выхода на рынок.
С тех пор в список PBN попали еще четыре компании: "Объединённая авиастроительная корпорация" (ОАК), "Бакалейные фабрики Максима Антонова", системный интегратор "КомпьюЛинк" и группа компаний СМР, входящая в ресурсный сектор холдинга «Базовый Элемент».
Старший вице-президент PBN Стюарт Лисор говорит, что большинство иностранных компаний сегодня испытывают трудности с получением финансирования, но в России и СНГ эта проблема особенно остра. IPO "Акрона", в ходе которого удалось привлечь $2,7 млн, стало наименее эффективным для всех компаний из России и СНГ по количеству собранных средств. Для сравнения, в третьем квартале 2007 четыре других компании из СНГ собрали совокупно около $1 млрд.
"Если вы хотите проводить IPO сейчас, то люди подумают, что у вас просто отчаянная нужда в деньгах, - говорит Лисер, отмечая склонность многих компаний откладывать в нынешних обстоятельствах выход на публичные торги. - А раз так, то вам предложат самую плохую цену за акции".
Хотя рынок бондов и закрытая продажа акций могут рассматриваться как достойные альтернативы для сбора капиталов кроме IPO, у них тоже есть свои препятствия. "Существуют альтернативные источники финансирования, но они объективно более дорогие, если только вашей компании не повезет получить помощь от правительства", - считает Лисор.
Из 45 российских компаний, изменивших планы по поводу выхода на публичные торги, 34 откладывают проведение процедуры IPO, а остальные 11 отменяют ее совсем. Среди последних "Евросеть", "Мегафон" и "Эльдорадо". "В условиях нынешней волатильности IPO выглядит не самым логическим решением, - говорит глава "Эльдорадо" Игорь Немченко. - Более разумно сегодня привлекать стратегического партнера, чем мы, собственно, и занимаемся. Мы обеспечили себе прочное кредитование от PPF Group, которое гарантирует нам стабильную работу".
Вице-президент по инвестициям в холдинге "Проф-медиа" Сергей Тихонов говорит, что его организация планирует подождать с выходом на IPO до образования более подходящих рыночных условий. "Мы всегда рассматривали IPO не только как источник дополнительного финансирования, но и как важный стратегический шаг в развитии нашей компании, - заявил Тихонов. - Тем не менее... в текущих условиях, мы решимся на IPO, только когда рынки продемонстрируют признаки подъема".
По информации The Moscow Times.