Сегодня, 14 ноября - День кузнеца. Поэтому нелишне будет вспомнить о том, что в Петербурге - настоящий кузнечный бум. Открывается Музей кованой скульптуры, собираются учить кузнечному делу вчерашних школьников, бизнесмены открывают кузницы. Петербург может стать столицей кузнечного дела, покровителем которого в народе считают святого Кузьму.
 Именно в городе на Неве сконцентрированы художественные силы мастеров ручной 
ковки, реставрации. А на днях в Курортном районе торжественно открылся Музей 
кованой скульптуры под открытым небом.
И хотя, по мнению руководителя фирмы «Айрон-Бизнес» и кузнеца с десятилетним стажем Антона Анисимова, по общему числу кузнецов город на Неве пока уступает Москве, зато в Первопрестольной меньше мастеров ручной ковки. А в Петербурге их, настоящих мастеров своего дела, около двух сотен.
И, судя по всему, скоро станет еще больше.
И хотя, по мнению руководителя фирмы «Айрон-Бизнес» и кузнеца с десятилетним стажем Антона Анисимова, по общему числу кузнецов город на Неве пока уступает Москве, зато в Первопрестольной меньше мастеров ручной ковки. А в Петербурге их, настоящих мастеров своего дела, около двух сотен.
И, судя по всему, скоро станет еще больше.
 В 2009 учебном году Художественно-реставрационный профессиональный лицей 
города собирается начать первый набор по специальности «кузнец». И уже через 
пару лет ряды кузнецов ежегодно начнут пополняться 20 новыми специалистами. 
Чтобы действительно выходили мастера, учебное заведение уже заручилось 
поддержкой реставрационных компаний «Специалист», «ВОЗНАР-ЛиК», 
«Леноблреставрация». 
 В кузнецы приходят разными путями. Зачастую благодаря сильному 
увлечению, и нередко с дипломом инженера. Так, потомственный кузнец и владелец 
профильного бизнеса «Железкин и сыновья» Сергей Железкин закончил Ленинградский 
инженерно-строительный институт. Основой профессии считает чертеж и хитрости, 
которым научился от отца.
 Как и тысячелетия назад, главными ограничителями для входа в отрасль 
по-прежнему остаются оборудование, технологии и профессиональные секреты. Антон 
Анисимов говорит, что кузня на двух-четырех мастеров обойдется в сумму около 1 
млн рублей. И это без учета затрат на недвижимость, которая должна быть 
специально доработана под условия ковки. В начале 1990-х годов можно было купить 
или взять в аренду бывшее в употреблении оборудование простаивающих без дела 
предприятий. Сегодня таких вариантов не осталось, и новичкам приходится покупать 
новое.
 Со времен технической революции список необходимых для кузнечного дела вещей 
значительно расширился. К традиционным - горну, наковальне, сборочному столу и 
инструменту (набойники, оправки, штампы, формы, молоточки, клещи, щипцы, держаки 
и т.п.) добавились сварочные аппараты, углошлифовальные машины, механизированный 
молот и прочее. А научно-технический прогресс предоставил еще и новые 
возможности, позволяя частично или полностью заменить ручной труд работой 
автомата.
 Сегодня по мере освоения людьми с достатком пригородов Петербурга спрос с их 
стороны на продукцию кузнецов растет. Владельцы загородных домов и резиденций 
могут по-разному оценивать достоинства деревянных и кирпичных построек, но 
сходятся в предпочтениях на кованые оконные и каминные решетки, заборы, фонари. 
Так что даже в нынешних условиях оттока средств на финансовых рынках работы у 
мастеров молота и наковальни не убавится.
 «Была бы шея, а хомут найдется», - комментирует Сергей Железкин, чья компания 
пережила не одно потрясение в экономике. Еще одна сфера приложения сил, где 
требуется твердая рука кузнеца, - кованые рыцарские доспехи - была и пока 
остается слишком небольшим рынком, где покупки и обмен не влияют на общую 
ситуацию, а потому нынешние финансовые проблемы вряд ли повлияют на него. Не 
вызывает опасений и рынок реставрационных услуг, хотя объемы их финансирования 
могут быть сокращены вслед за секвестрованием городского и федерального 
бюджетов.
 А вообще образ мужчины с молотом во все времена воспринимался как один из 
символов России. Взять того же пролетария из скульптурной группы «Рабочий и 
колхозница» Веры Мухиной или самое выразительное произведение о русском 
мастеровом - «Левша», который испортил импортный сувенир 
подковой.

