Реконцепция предотвратит убытки

СПб. Пустующие площади, падение посещаемости и прекрасно идущие дела у появившихся неподалеку конкурентов свидетельствуют о назревшей реконцепции объекта.

Предпосылкой необходимости проведения реконцепции объекта делового назначения обычно становится низкая загрузка. Длительная недозагруженность объекта напрямую влияет на его доходность. Обычно она свидетельствует об утрате интереса арендаторов к данному объекту и их переходе в появляющиеся неподалеку новые бизнес- и торгово-развлекательные центры. К морально устаревшим сегодня относится значительное количество существующих на рынке объектов коммерческой недвижимости. По мнению Юрия Кольцова, заместителя генерального директора компании «ВМБ-ТРАСТ, коммерческая недвижимость морально устаревает через 10-15 лет после постройки. «Реконструированные до 2000 года здания сегодня можно считать морально устаревшими. При этом на их долю приходится примерно 50% рынка. Впрочем морально устареть может и здание, которое не оправдало ожиданий, - говорит Юрий Кольцов. По словам Игоря Лучкова, директора по консалтингу и оценке Becar Realty Group SPb, на большинство даже устаревших объектов пока держится очень высокий спрос. «В городах, где спрос на коммерческую недвижимость уже удовлетворен (например, Казань, Челябинск), некоторые устаревшие объекты коммерческой недвижимости заполнены в пределах 50%. По мере насыщения рынка спрос на подобные объекты начнет падать и в Петербурге, вынудив собственников или управляющих провести реконцепцию. Время проведения реконцепции собственники часто определяют интуитивно. Однако существуют несколько основных сигналов тревоги. По словам Юрия Кольцова, реконцепция объекта необходима, когда он перестает приносить доход, а затраты на эксплуатацию становятся обременительными и нецелесообразными. По мнению Игоря Лучкова, к подобным сигналам относятся увеличение ротации арендаторов, отставание ставок аренды в росте от других объектов, утрата интереса посетителей. «Собственник или управляющая компания должны не терять связи с рынком. Предвидеть и опережать его развитие, создавая магниты для привлечения посетителей, - считает Игорь Лучков.
В Челябинске спрос на коммерческую недвижимость считается уже удовлетворенным. Фото: итар-тасс