Спасти нефтяников любой ценой

ДАЙДЖЕСТ. Белый дом всеми силами старается спасти своих нефтяников и в обход законодательства, задним числом,  с 1 ноября снижает экспортную пошлину на нефть на 22,8%. Вроде как компании смогут сэкономить $1,9 млрд до конца года. Но помощь может оказаться недостаточной, а экспорт нефти – по-прежнему убыточным делом.

Подписанное Владимиром Путиным постановление датировано 31 октября 2008 года и вступает в силу спустя десять дней после его официального опубликования — не ранее середины ноября. Однако впервые в истории принятия решений правительства по нефтяным пошлинам оно будет применяться задним числом — с 1 ноября 2008 года. С этой даты при экспорте тонны сырой нефти следует заплатить $287,3 вместо взимавшихся в октябре $372,2, при вывозе светлых нефтепродуктов — $205,9 (вместо $263,1), темных — $110,9 ($141,7). Принято предложение Минфина рассчитывать ее исходя из цены чуть ниже $80 за баррель.
О том, когда и как снижать пошлины на экспорт нефти, ведомства спорили всю прошлую неделю — совещания параллельно проводили вице-премьеры Алексей Кудрин и Игорь Сечин, затем в пятницу последовало совещание у премьер-министра Владимира Путина. Объявляя его итоги, премьер ни словом не обмолвился о готовящихся поблажках для нефтяных компаний — о них пресс-служба Белого дома объявила лишь в субботу.
Минфин предлагал взять для мониторинга первую половину октября ($79,4) и не нарушать определенного законом "О таможенном тарифе" порядка пересмотра пошлины один раз в два месяца, введя новую в $287 лишь с 1 декабря. Выбор пришлось сделать Владимиру Путину. "Решением председателя правительства пошлина составит $287,3",— сообщил итог дискуссии первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он назвал снижение "существенным", хотя и признал, что нефтяной сектор надеялся на большее.
В "Газпром нефти" сообщили, что, несмотря на снижение, компания все равно продолжит нести убытки от экспорта нефти, которые в итоге могут привести к снижению добычи. По подсчетам аналитика ИК "Солид" Дениса Борисова, в ноябре нефтяники будут платить в виде НДПИ и пошлин по $50 за баррель нефти (вчера Urals стоила $59,4). Разница позволит крупным компаниям лишь окупить затраты на добычу и транспортировку нефти, говорит эксперт.
Малые и средние компании будут работать в убыток, их затраты на добычу нефти выше, уверена глава "Ассонефти" Елена Корзун. По ее словам, небольшие предприятия уже стали снижать добычу.
Проявленная правительством спешка при введении новых ставок дает формальные основания оспорить законность постановления. Согласно закону "О таможенном тарифе", пошлины на нефть и нефтепродукты "устанавливаются на срок два календарных месяца". Предыдущее изменение было произведено 1 октября, следующее, если действовать в рамках закона, могло бы произойти лишь 1 декабря.
Кроме того, закон устанавливает, что между окончанием мониторинга и введением новых ставок должен пройти месяц, что также не позволяет ввести пошлину с 1 ноября.
Впрочем, как сообщил "Ъ" источник в одной из крупных нефтяных компаний, экспортеры уже получили от правительства гарантии, что у них не будет "неблагоприятных юридических последствий" из-за этих противоречий.