В 1983 году двадцатилетний американский студент Эрик Джонсон учился в ЛГУ и ходил на подпольные концерты «Аквариума». В 2008 году Эрик А. Джонсон, консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Петербурге, делится с «ДП» своими мыслями о переменах, которые произошли в России, о роли рок-музыки в жизни общества и об американском аналоге общественного движения «Голосуй или проиграешь».
- Сильно ли отличается Россия начала 1980-х от России начала 2000-х?
Когда, на ваш взгляд, было больше свободы: тогда или сейчас?
- Мои друзья, бывшие неформалы, испытывают ностальгию по тому времени. Они думают, что все, что они делали тогда, было очень важно. Сам факт, что ты рок-музыкант, был очень важен, потому что ты отличался от других.
- Мои друзья, бывшие неформалы, испытывают ностальгию по тому времени. Они думают, что все, что они делали тогда, было очень важно. Сам факт, что ты рок-музыкант, был очень важен, потому что ты отличался от других.
- Помню, однажды я пошел на квартирный концерт «Аквариума». Вместе с
Гребенщиковым должен был играть Сева Гаккель. Но он не пришел, потому что
милиция задержала его по дороге. Его взяли только за то, что он играл в
«Аквариуме», а в то время это было что-то.
- В другой раз я попал на полуофициальный концерт группы «Карусель».
Советская власть не хотела, чтобы в Советском Союзе рок-музыка набирала силу.
Даже этой группе не давали играть нормально. Выглядело это так: группа играла
три песни, потом уходила со сцены, и появлялись жонглеры. Потом музыканты снова
выходили, играли еще три песни, и на сцену выходили акробаты. Мне это казалось
очень странным.
- А потом какие-то молодые люди в зале начали танцевать под музыку. В первый
раз милиционеры подошли к ним и сказали, что танцевать нельзя. Потом
предупредили во второй раз. Ну а на третий раз этих ребят взяли и куда-то увели.
Я думаю, что, хотя в те годы было очень трудно, для людей, которые занимались
рок-музыкой, это было очень важно. Они хотели что-то изменить. Хотя свободы не
было, они нашли способ в этой системе жить и даже что-то менять.
Даже те группы, которые находились в ладу с истеблишментом, также старались
как-то изменить систему, и это было очень важно. В те годы просто пойти на
квартирный концерт было очень рискованно, потому что всех могли задержать. А
сейчас можно петь все что хочешь, и никто на это не обращает внимание. Но все,
что рок-музыканты делали во времена застоя, имело большое значение. А сейчас
можно делать все что угодно, но непонятно, важно это или нет.
- Отдельные российские музыканты из числа тех, что блистали в 1980-х,
сейчас принимают участие в различных акциях оппозиции (например, в «Маршах
несогласных»). По вашему мнению, должен ли рок-музыкант настолько активно
участвовать в жизни общества?
- Что значит «должен - не должен»? Каждый человек, и музыкант тоже, сам для себя решает, чем он хочет заниматься. Я думаю, что если музыкант хочет участвовать в общественной жизни, то это хорошо. Например, в США недавно закончилась предвыборная кампания. В ее рамках стартовал проект «Rock the Vote»: известные музыканты убеждали молодежь, что она должна участвовать в выборах.
- Что значит «должен - не должен»? Каждый человек, и музыкант тоже, сам для себя решает, чем он хочет заниматься. Я думаю, что если музыкант хочет участвовать в общественной жизни, то это хорошо. Например, в США недавно закончилась предвыборная кампания. В ее рамках стартовал проект «Rock the Vote»: известные музыканты убеждали молодежь, что она должна участвовать в выборах.
- Звезды не агитировали за Обаму или Маккейна, а просто говорили молодым
людям, что если те не придут на выборы, то не смогут ни на что повлиять. Я
думаю, что это здорово, когда кумиры разговаривают с молодыми людьми так, чтобы
тем было интересно.
- То есть в США рок-музыка все еще влияет на общественное
мнение?
- Конечно, влияет. Но не надо забывать, что рок-музыка - еще и бизнес. И если музыканты хотят зарабатывать деньги, им надо быть осторожней. Например, несколько лет назад Dixie Chicks (американская группа, играющая в стиле кантри. - Ред.) сказали, что они против войны в Ираке, и вышел большой скандал. Люди начали покупать их CD и демонстративно выбрасывать и сжигать. Впрочем, может быть, для их бизнеса это тоже было хорошо, потому что диски все-таки покупали (смеется).
- Конечно, влияет. Но не надо забывать, что рок-музыка - еще и бизнес. И если музыканты хотят зарабатывать деньги, им надо быть осторожней. Например, несколько лет назад Dixie Chicks (американская группа, играющая в стиле кантри. - Ред.) сказали, что они против войны в Ираке, и вышел большой скандал. Люди начали покупать их CD и демонстративно выбрасывать и сжигать. Впрочем, может быть, для их бизнеса это тоже было хорошо, потому что диски все-таки покупали (смеется).
- Но есть и те, кто поступает наоборот. Некоторые музыканты говорят, что их
песни неполитические, но люди слушают и думают по-другому. Например, Виктор Цой
всегда говорил, что не поет о политике. Но на самом деле, если почитать его
стихи, можно заметить, что там все-таки есть политика. Каждый музыкант поет то,
что хочет, а потом люди воспринимают это по-своему. Главное, по-моему, чтобы
музыкант всегда поступал по совести.