Думы ФАС о конкуренции в воздухе

Москва. ФАС предлагает распределять время вылета и прилета в аэропортах между авиакомпаниями на торгах и увеличить количество перевозчиков на международных линиях.

Такие предложения обозначены в «Докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2007 г., который вчера опубликовала ФАС. В частности, в нем указывается, что сейчас воздушные перевозки в России в значительной степени монополизированы. По данным ФАС, на внутренних рейсах нерентабельные маршруты обслуживаются одним перевозчиком, а на оставшихся работают от двух до шести авиакомпаний. Участники рынка подтверждают, что лучшие слоты (места в графике взлетов-посадок) получают базовые авиакомпании, а новым перевозчикам выйти на линию зачастую сложно. Однако однозначного одобрения эта мера на рынке не вызывает. Так, в SkyExpress считают, что все будет зависеть от условий самих конкурсов и допуска к ним авиакомпаний, иначе торги могут только усилить монополизацию рынка. «Зарубежная система распределения слотов призвана поддерживать конкуренцию между авиакомпаниями, способствовать рыночному формированию тарифов, - отмечает аналитик ИК «Энергокапитал Александр Игнатюк. - Но в России нередки случаи использования небольших «марионеточных авиакомпаний для прикрытия монопольных действий крупнейших перевозчиков. Еще одно предложение связано с внесением изменений в межправительственные соглашения о воздушном сообщении. Предлагается, чтобы полеты между странами осуществляли не менее двух перевозчиков с каждой стороны. Напомним, что до недавнего времени единственной российской авиакомпанией, выполнявшей зарубежные рейсы из Петербурга, являлась ГТК «Россия (ранее «Пулково). Сейчас «Аэрофлот и «Трансаэро осваивают германское направление, «Трансаэро летает также на экзотические курорты. Но на большинстве направлений по-прежнему по две авиакомпании: ГТК «Россия и зарубежный перевозчик. Для изменения этой ситуации необходима корректировка межправительственных соглашений. Авиаперевозчики приветствуют демонополизацию, но настроены скептически. «Даже если иностранные правительства ратифицируют эти соглашения, не факт, что на некоторых направлениях появится второй перевозчик, - говорит глава регионального представительства Austrian Airlines Дмитрий Зеленин. - Рейс из Вены до Ростова-на-Дону вряд ли будет интересен еще одной компании.
Кстати ФАС оценила уровень конкуренции в авиации на рынке внутренних и внешних перевозок более 500 маршрутов зарегистрировано сегодня на внутреннем рынке воздушных перевозок России, из них две трети низкорентабельны, поэтому на них работает по одному перевозчику.
Глава ФАС Игорь Артемьев неоднократно выступал против монополизации воздуха. фото: роман киташов