17:2327 октября 200817:23
4просмотров
17:2327 октября 2008
Утверждение, что водку в России пить не перестанут во время кризиса становится верно лишь на половину. Не перестанут! Но эксперты считают, что ее перестанут производить.
К такому выводу пришли эксперты Центра исследований
федерального и региональных рынков алкоголя. Как считает
директор центра Вадим Дробиз, "в результате кризиса крупные и средние
частные компании придут к пониманию простой истины: им надо либо продаваться
иностранцам, либо входить в долю с государством на федеральном или региональном
уровне, либо вливаться в состав многопрофильных,
диверсифицированных и тем самым защищенных холдингов, либо искать иной
путь".
По
его
прогнозу, кризис приведет к упадку целого ряда на
сегодняшний день крупных компаний, "в кризисе уязвимы абсолютно все".
"Но рынок же, конечно, не рухнет, место ушедших займут другие компании, но
желательно, чтобы это были российские
компании с российским капиталом", - считает он.
Говоря о других последствиях кризиса для отрасли,
Вадим Дробиз прогнозирует резкое снижение цен на
алкогольные активы российских компаний и отмечает прозорливость
владельцев ряда компаний (в частности, "Русский алкоголь", "Парламент",
"Уайтхолл"), которые успели заработать на прежней
капитализации своих компаний. В сегодняшних условиях
становится бессмысленным выход алкогольных компаний на IPO.
Вместе с тем эксперты не исключают, что в
условиях удешевления российских алкогольных производителей на рынке РФ могут
активизироваться крупные западные компании.
Как считает эксперт, снижение уровня жизни населения и
потребительских возможностей может вызвать рост
потребления водки в сегменте до 100 рублей за счет увеличения
покупателей, которые раньше
позволяли себе более дорогую продукцию.
Первые данные октября уже говорят о том, что
россияне переходят на режим экономии, в том числе и в продуктах
питания. "При самом драматичном сценарии, до которого скорее всего
не дойдет, в начале следующего года даже крупные
сети могут потерять до 20% оборота в результате переключения
покупателей на более дешевые товары.
По данным центра, в настоящее время в
России работает более 232 предприятий по производству
водки (из 260, имеющих лицензию), 75
производителей коньяка (из 140), 146 производителей вина (из почти 200). Число
оптовых компаний составляет около 2,5 тысячи.
Отметим, еще один фактор риска для производителей алкоголя.
Все их контрагенты – дистрибьюторы и ритейлеры работают исключительно на
кредитные деньги. А с ними уже несколько месяцев у всех компаний большие
проблемы.
Как сообщил dp.ru начальник управления информации
внешних связей "Росспиртпрома" Дмитрий
Добров, ситуация на рынке действительно очень тяжелая, и не потому, что сократился спрос на водку, а из-за ситуации с оптовым и розничным звеном.
Добров, ситуация на рынке действительно очень тяжелая, и не потому, что сократился спрос на водку, а из-за ситуации с оптовым и розничным звеном.
"Классическая схема: производство дает товарный кредит
дистрибутору с отсрочкой платежа, например, 30 дней. Он берет кредит в
банке. Для того, что бы вернуть этот кредит и поставляет товар в магазин.
Сейчас не идет возврат денег по цепочке - многие просят отсрочки по
платежу. Кроме того, помимо себестоимости производства есть акциз, который
производитель должен уплатить сразу по факту отгрузки. То есть живые
деньги возвращаются к тебе через два месяца, а платить надо сейчас. Надеемся,
что платежеспособность все-таки будет восстановлена. Но по итогам
октября общий объем отгрузки снизится, соответственно снизится и объем
производства", - рассказал он.