Крупные сети выходят на охоту

СПб. Кризисный период предвещает слияния и поглощения на петербургском рынке автодилеров. Крупные сети смогут увеличиться в размерах за счет присоединения к себе мелких игроков.

Эксперты предсказывают, что в ближайшее время некоторые слабые игроки объявят себя банкротами или будут продаваться. Крупные игроки, в свою очередь, уже готовятся к покупкам и в период кризиса ликвидности, как это ни странно, накапливают эту ликвидность, используя хорошие взаимоотношения со своими кредиторами. Некоторые, в свою очередь, пытаются спекулировать на слухах, что оказывает влияние на стоимость автобизнеса. «Конечно, переговоры о продаже бизнеса периодически ведут разные компании. Так, например, некоторые газеты уже и нашу управляющую компанию продать успели. Хотя собственники нашей компании продавать ничего не собирались. В любом случае говорить о каком-то серьезном буме сделок я бы не стал, - делится своим мнением Михаил Логутенко, председатель правления управляющей компании «Лаура. Сила в брендах По словам Стэнли Рута, руководителя группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России, наиболее стабильные позиции в период кризиса у крупных мультибрендовых игроков. «У них есть широкая база реализации, много брендов, менее рискованная база клиентов. Их доминирующее положение на рынке может привести к покупке более мелких независимых дилеров. Этот процесс должен ускорить консолидацию рынка. На стадии роста консолидация рынка, как правило, замедляется, а в кризисных ситуациях, наоборот, может ускориться, - говорит Стэнли Рут. При этом такое ускорение может проявиться лишь через определенный период. В начале нестабильной ситуации крупные компании не спешат покупать, а мелкие автодилеры все еще пытаются удержать бизнес на плаву. По мнению некоторых игроков, только после определенной коррекции цен следует ожидать этап активной консолидации рынка. Повод для торга По словам Александра Кумпана, управляющего директора компании «Аксель-Моторс, кризис сорвал переговоры по ряду сделок. «Те сделки, которые участники рынка планировали заключить в конце лета и осенью, были расторгнуты на этапе ведения переговоров, т.к. теперь обсуждаемые цены неактуальны. Поэтому будет пауза от года до полутора лет, когда сделок не будет, а потом цены на автоцентры упадут и начнутся слияния и поглощения - слабых игроков будут покупать более сильные, - предполагает Александр Кумпан. Поиск инвесторов Однако автодилеры, на которых проблемы с ликвидностью отразились уже сегодня, начали искать инвесторов, способных разрешить их долговые проблемы. В их ситуации это вызвано не желанием, а необходимостью. «Слияний на рынке ожидать можно, и уже есть конкретные примеры поглощений малых игроков крупными. Учитывая то, что раньше 50-60% продаж приходилось на автокредит, а теперь на каждого десятого покупателя приходится один, кто покупает машину в кредит, произошло снижение продаж, по крайне мере по некоторым моделям. На отрезке в неделю - полторы делать какие-то прогнозы крайне сложно, - делится мнением Олег Шувалов, владелец автосалона «Шувалово Моторс. По мнению большинства игроков, в выигрыше окажутся те автосалоны, у которых представлена более широкая линейка марок и имеется развитая сеть сервисного и технического обслуживания автомобилей. «Времена дилеров, не имевших за душой ничего, кроме арендованного зала и пары автомобилей во дворе, прошли. Сейчас каждый дилер - это не только салон продаж и сервис-центр, но и значительный склад запчастей и самих автомобилей, с запасом на 1-2 месяца, - отмечает Михаил Логутенко.
«Времена дилеров, не имевших ничего, кроме арендованного зала и пары автомобилей, прошли. Михаил Логутенко, «Лаура