00:0010 октября 200800:00
22просмотров
00:0010 октября 2008
На минивэне по Европе: как это делается
Гастроли российских музыкантов за рубежом до сих пор нельзя назвать массовым
явлением, хотя, положа руку на сердце, в нашей стране уже немало достойных
коллективов. В чем плюсы и сложности заграничных туров?
Группы редко
организуют собственные концерты в Европе сами. Даже если они вначале пытаются
это делать, то потом все равно обращаются в специальное агентство, которое
занимается всей административной работой. Чтобы найти концерты, нужно
переписываться месяцами с клубами и промоутерами - вряд ли у музыкантов найдется
на это время. Агент находится в Европе, в центре событий, он может быстро
выслать демо, подписать договор, помочь, если что-то случилось в туре.
Мода
на поездки за рубеж началась еще в 1980-е, когда интерес к перестройке вытащил
многие команды в Европу. Такие группы, как «Аукцыон и «Вопли Видоплясова, в те
времена играли даже больше для иностранного зрителя, чем для российского. Да и
сейчас тот же Messer Chups гораздо чаще играет за границей, чем на родине. У
каждого стиля там имеется своя аудитория, и даже в захудалом городишке находится
приличная сцена для выступлений.
Заметим, что зачастую большей популярности
добиваются группы, построившие свои выступления на ярком шоу, эксцентрике,
нестандартности. Понятно, что русской группе, играющей брит-поп, в Европе делать
нечего. На Западе рынок насыщен англосаксонскими коллективами. Так что
предпочтение отдается либо командам, играющим в стиле World Music, либо чему-то
необычному, нестандартному в понимании европейской публики. Российским группам,
которые хотят признания в Европе, не стоит копировать иностранные команды, а
лучше обратиться к своим корням, найти хоть какой-то национальный колорит, хотя
бы намек на него, по которому можно было бы отличить русскую группу от всего
остального.
После того как с клубами достигнута договоренность о концертах,
составлено расписание выступлений, оформлены визы, можно ехать в тур. На чем?
Лучше всего на арендованном в России микроавтобусе, в который, помимо группы,
должен помещаться бэклайн (инструменты, гитарные усилители и тому подобное).
Дело в том, что в Европе принято ездить со своим аппаратом. Можно, конечно,
арендовать его там, но финансово это окажется невыгодным делом. Хотя если
планируется всего 1-2 концерта, то на выступление музыканты могут добраться
самолетом, а бэклайн получить на месте.
Концертная площадка еще на этапе
договоров получает технический и бытовой райдеры, в которых расписаны пожелания
артистов насчет того, что им необходимо на сцене, в гостинице и гримерке. К
примеру, временным жильем может стать гостиница, гостевая комната в клубе,
частное жилье с матрасами на полу или такая экзотика для русского человека, как
сквот.
Тур может длиться как неделю, так и несколько месяцев, и чем больше
концертов, тем лучше. Каждый день простоя стоит денег. Порой концерты проходят
отнюдь не в соседних городах, так что приходится вставать в 4 утра, чтобы
проехать из Вены в Амстердам и успеть к собственному выступлению.
Наталья
Подобед, европейский агент нескольких российских групп, живет в Роттердаме, где
зарегистрирована ее компания More Zvukov agency. Агентство занимается в основном
организацией концертов и менеджментом российских музыкантов в Европе,
выступлениями зарубежных групп в России. Еще до эмиграции в 2001 году в
Голландию Подобед организовывала выступления российских групп в родной
Белоруссии, потом переехала в Петербург и начала участвовать в организации
фестиваля SKIF. В Нидерландах у нее постепенно появились знакомые в клубах,
агентствах.
-У меня уже есть своя обширная сеть, я предпочитаю работать с
клубами напрямую, - говорит Подобед. - Зачастую многие агенты делят работу по
странам, в разных странах группу представляют разные агентства, а менеджер
группы координирует работу агентов.
Я же работаю с большинством клубов и
фестивалей от Финляндии до Португалии и от Нидерландов до России напрямую.
Исключения - Испания и Италия: там недостаточно английского языка.
Иногда я
стараюсь сама ездить в тур, чтобы поддерживать личные знакомства с промоутерами.
Выезжаю на некоторые шоу-кейсы (фестивали, организуемые для работников
шоу-бизнеса). Однако на шоу-кейсах начинающим агентам с неизвестными группами,
тем более из России, сложно привлечь к себе внимание акул шоу-бизнеса. Рынок уже
достаточно сформирован, и любому новому лицу пробиться очень
трудно.
Ночевки в клубе
Девушки из группы «ИваНова обратились к ней в
2003-м, узнав, что именно Наталья делала концерты «Бабслею, в котором ранее
играла часть их состава. Оплата за выступления у них сейчас гораздо выше, чем в
первых поездках.
-Что касается денег, в Европе могут быть и очень большие, и
очень маленькие гонорары - в небольшом клубе, который никто не спонсирует, с
публикой из числа политически активной молодежи, - рассказывает гитаристка Инна
Лишенкевич.
-Гастроли для нас - возможность нормально зарабатывать, -говорит
вокалистка Анастасия Постникова. - Возможность развиваться, светиться,
знакомиться с людьми.
-За свои услуги, как и все агенты, я беру определенный
процент, - объясняет Подобед. - Поначалу это приносило мало денег. Но теперь, к
примеру, у группы «ИваНова очень даже хорошие гонорары. Однако и у них поначалу
были и маленькие выплаты, и выступления в основном в небольших клубах.
Многие
русские группы, исполняющие поп-рок, ждут в Европе больших прибылей. А им
предлагают 200 евро и ночевку в спальниках в помещении клуба. Не все группы к
этому готовы, они не могут понять, как в такой зажиточной Европе им могут
заплатить меньше, чем в России.
При этом затраты на тур высокие, визы,
страховки, оплата дорог, питание - все включается в расходы.
Группы окупают
их еще и тем, что продают диски - в Европе за них можно назначать цену в 10-15,
а то и 20 евро.
Так зарабатывают славу. Группы могут играть за любые деньги,
буквально биться головой об стену, делать туры на полтора года, продать свой
запущенный дом на родине. И добиться в итоге известности.
-Насколько
выгодны, по-вашему, такие концерты за границей? Нужны ли российские артисты в
насыщенном концертном бизнесе Запада?
Захар Заря, генеральный продюсер
компании Bereza Music:-Отечественные артисты на Западе в большинстве своем пока
представляют интерес только для русскоязычной публики, эмигрантов. А у местных
жителей скорее вызывает интерес корневая русская музыка, фольклор, который
ассоциируется со сложившимися представлениями о русском мужике, медведях на
улицах и водке. Хотя подвижки есть, и уровень конечного музыкального продукта на
нашем музыкальном рынке растет.
Артем Копылов, генеральный директор
компании «Кап-Кан records: -Кому именно? Промоутерам или артистам? В любом
случае, если они имеют место быть, это значит, что они выгодны всем сторонам. В
музыкальном, концертном бизнесе, как, наверное, в любом другом, альтруисты долго
не существуют. Здесь, скорее, важно понять уровень и объемы таких гастролей. В
любом случае, речь идет о небольших клубах или участии в фестивалях, где наши
участники вряд ли будут хедлайнерами. Большинство же отечественных рок-групп не
соответствуют таким требованиям. И, имея весьма большую аудиторию у себя на
родине, будут абсолютно неинтересны западному слушателю.
Касательно выгоды
непосредственно: не люблю считать чужие деньги, но нетрудно посчитать, что если
группа отправляется в тур на 20-30 концертов с интервалом в один день и получит
за выступление даже свой минимальный гонорар, то в результате может получиться
весьма внушительная сумма, даже за вычетом всех дополнительных
затрат.
Артем Копылов, генеральный директор компании «Кап-Кан records:
-Кому именно? Промоутерам или артистам? В любом случае, если они имеют место
быть, это значит, что они выгодны всем сторонам. В музыкальном, концертном
бизнесе, как, наверное, в любом другом, альтруисты долго не существуют. Здесь,
скорее, важно понять уровень и объемы таких гастролей. В любом случае, речь идет
о небольших клубах или участии в фестивалях, где наши участники вряд ли будут
хедлайнерами. Большинство же отечественных рок-групп не соответствуют таким
требованиям. И, имея весьма большую аудиторию у себя на родине, будут абсолютно
неинтересны западному слушателю.
Касательно выгоды непосредственно: не люблю
считать чужие деньги, но нетрудно посчитать, что если группа отправляется в тур
на 20-30 концертов с интервалом в один день и получит за выступление даже свой
минимальный гонорар, то в результате может получиться весьма внушительная сумма,
даже за вычетом всех дополнительных затрат.
«Не все российские группы
готовы к тому, чтобы в зажиточной Европе получать меньше, чем у себя на
родине.