Тактика ближнего боя

На минивэне по Европе: как это делается

Гастроли российских музыкантов за рубежом до сих пор нельзя назвать массовым явлением, хотя, положа руку на сердце, в нашей стране уже немало достойных коллективов. В чем плюсы и сложности заграничных туров? Группы редко организуют собственные концерты в Европе сами. Даже если они вначале пытаются это делать, то потом все равно обращаются в специальное агентство, которое занимается всей административной работой. Чтобы найти концерты, нужно переписываться месяцами с клубами и промоутерами - вряд ли у музыкантов найдется на это время. Агент находится в Европе, в центре событий, он может быстро выслать демо, подписать договор, помочь, если что-то случилось в туре. Мода на поездки за рубеж началась еще в 1980-е, когда интерес к перестройке вытащил многие команды в Европу. Такие группы, как «Аукцыон и «Вопли Видоплясова, в те времена играли даже больше для иностранного зрителя, чем для российского. Да и сейчас тот же Messer Chups гораздо чаще играет за границей, чем на родине. У каждого стиля там имеется своя аудитория, и даже в захудалом городишке находится приличная сцена для выступлений. Заметим, что зачастую большей популярности добиваются группы, построившие свои выступления на ярком шоу, эксцентрике, нестандартности. Понятно, что русской группе, играющей брит-поп, в Европе делать нечего. На Западе рынок насыщен англосаксонскими коллективами. Так что предпочтение отдается либо командам, играющим в стиле World Music, либо чему-то необычному, нестандартному в понимании европейской публики. Российским группам, которые хотят признания в Европе, не стоит копировать иностранные команды, а лучше обратиться к своим корням, найти хоть какой-то национальный колорит, хотя бы намек на него, по которому можно было бы отличить русскую группу от всего остального. После того как с клубами достигнута договоренность о концертах, составлено расписание выступлений, оформлены визы, можно ехать в тур. На чем? Лучше всего на арендованном в России микроавтобусе, в который, помимо группы, должен помещаться бэклайн (инструменты, гитарные усилители и тому подобное). Дело в том, что в Европе принято ездить со своим аппаратом. Можно, конечно, арендовать его там, но финансово это окажется невыгодным делом. Хотя если планируется всего 1-2 концерта, то на выступление музыканты могут добраться самолетом, а бэклайн получить на месте. Концертная площадка еще на этапе договоров получает технический и бытовой райдеры, в которых расписаны пожелания артистов насчет того, что им необходимо на сцене, в гостинице и гримерке. К примеру, временным жильем может стать гостиница, гостевая комната в клубе, частное жилье с матрасами на полу или такая экзотика для русского человека, как сквот. Тур может длиться как неделю, так и несколько месяцев, и чем больше концертов, тем лучше. Каждый день простоя стоит денег. Порой концерты проходят отнюдь не в соседних городах, так что приходится вставать в 4 утра, чтобы проехать из Вены в Амстердам и успеть к собственному выступлению. Наталья Подобед, европейский агент нескольких российских групп, живет в Роттердаме, где зарегистрирована ее компания More Zvukov agency. Агентство занимается в основном организацией концертов и менеджментом российских музыкантов в Европе, выступлениями зарубежных групп в России. Еще до эмиграции в 2001 году в Голландию Подобед организовывала выступления российских групп в родной Белоруссии, потом переехала в Петербург и начала участвовать в организации фестиваля SKIF. В Нидерландах у нее постепенно появились знакомые в клубах, агентствах. -У меня уже есть своя обширная сеть, я предпочитаю работать с клубами напрямую, - говорит Подобед. - Зачастую многие агенты делят работу по странам, в разных странах группу представляют разные агентства, а менеджер группы координирует работу агентов. Я же работаю с большинством клубов и фестивалей от Финляндии до Португалии и от Нидерландов до России напрямую. Исключения - Испания и Италия: там недостаточно английского языка. Иногда я стараюсь сама ездить в тур, чтобы поддерживать личные знакомства с промоутерами. Выезжаю на некоторые шоу-кейсы (фестивали, организуемые для работников шоу-бизнеса). Однако на шоу-кейсах начинающим агентам с неизвестными группами, тем более из России, сложно привлечь к себе внимание акул шоу-бизнеса. Рынок уже достаточно сформирован, и любому новому лицу пробиться очень трудно.
Ночевки в клубе Девушки из группы «ИваНова обратились к ней в 2003-м, узнав, что именно Наталья делала концерты «Бабслею, в котором ранее играла часть их состава. Оплата за выступления у них сейчас гораздо выше, чем в первых поездках. -Что касается денег, в Европе могут быть и очень большие, и очень маленькие гонорары - в небольшом клубе, который никто не спонсирует, с публикой из числа политически активной молодежи, - рассказывает гитаристка Инна Лишенкевич. -Гастроли для нас - возможность нормально зарабатывать, -говорит вокалистка Анастасия Постникова. - Возможность развиваться, светиться, знакомиться с людьми. -За свои услуги, как и все агенты, я беру определенный процент, - объясняет Подобед. - Поначалу это приносило мало денег. Но теперь, к примеру, у группы «ИваНова очень даже хорошие гонорары. Однако и у них поначалу были и маленькие выплаты, и выступления в основном в небольших клубах. Многие русские группы, исполняющие поп-рок, ждут в Европе больших прибылей. А им предлагают 200 евро и ночевку в спальниках в помещении клуба. Не все группы к этому готовы, они не могут понять, как в такой зажиточной Европе им могут заплатить меньше, чем в России. При этом затраты на тур высокие, визы, страховки, оплата дорог, питание - все включается в расходы. Группы окупают их еще и тем, что продают диски - в Европе за них можно назначать цену в 10-15, а то и 20 евро. Так зарабатывают славу. Группы могут играть за любые деньги, буквально биться головой об стену, делать туры на полтора года, продать свой запущенный дом на родине. И добиться в итоге известности.
-Насколько выгодны, по-вашему, такие концерты за границей? Нужны ли российские артисты в насыщенном концертном бизнесе Запада?
Захар Заря, генеральный продюсер компании Bereza Music:-Отечественные артисты на Западе в большинстве своем пока представляют интерес только для русскоязычной публики, эмигрантов. А у местных жителей скорее вызывает интерес корневая русская музыка, фольклор, который ассоциируется со сложившимися представлениями о русском мужике, медведях на улицах и водке. Хотя подвижки есть, и уровень конечного музыкального продукта на нашем музыкальном рынке растет.
Артем Копылов, генеральный директор компании «Кап-Кан records: -Кому именно? Промоутерам или артистам? В любом случае, если они имеют место быть, это значит, что они выгодны всем сторонам. В музыкальном, концертном бизнесе, как, наверное, в любом другом, альтруисты долго не существуют. Здесь, скорее, важно понять уровень и объемы таких гастролей. В любом случае, речь идет о небольших клубах или участии в фестивалях, где наши участники вряд ли будут хедлайнерами. Большинство же отечественных рок-групп не соответствуют таким требованиям. И, имея весьма большую аудиторию у себя на родине, будут абсолютно неинтересны западному слушателю. Касательно выгоды непосредственно: не люблю считать чужие деньги, но нетрудно посчитать, что если группа отправляется в тур на 20-30 концертов с интервалом в один день и получит за выступление даже свой минимальный гонорар, то в результате может получиться весьма внушительная сумма, даже за вычетом всех дополнительных затрат.
Артем Копылов, генеральный директор компании «Кап-Кан records: -Кому именно? Промоутерам или артистам? В любом случае, если они имеют место быть, это значит, что они выгодны всем сторонам. В музыкальном, концертном бизнесе, как, наверное, в любом другом, альтруисты долго не существуют. Здесь, скорее, важно понять уровень и объемы таких гастролей. В любом случае, речь идет о небольших клубах или участии в фестивалях, где наши участники вряд ли будут хедлайнерами. Большинство же отечественных рок-групп не соответствуют таким требованиям. И, имея весьма большую аудиторию у себя на родине, будут абсолютно неинтересны западному слушателю. Касательно выгоды непосредственно: не люблю считать чужие деньги, но нетрудно посчитать, что если группа отправляется в тур на 20-30 концертов с интервалом в один день и получит за выступление даже свой минимальный гонорар, то в результате может получиться весьма внушительная сумма, даже за вычетом всех дополнительных затрат.
«Не все российские группы готовы к тому, чтобы в зажиточной Европе получать меньше, чем у себя на родине.