Девушка в платке из бабушкиной вязаной скатерти. Девушка в кедах и с войлочными шариками в ушах. Клон Эмми Вайнхаус. Каждая с такой же подружкой. Каждая третья с "мыльницей". Молодые (очень молодые) люди, обхватив пальцами лодыжку, измеряют у кого она тоньше. Имеют право. Такими не каждая худышка похвастаться может. Не знаю, что вы подумали. Но это третий ежегодный фестиваль Open Defence.
Откуда у русских такая любовь к модным показам? Причем, с одинаковой охотой
ходят и на "бывалых", и на редкие западные гастроли, и на студентов. Последние и
собрали 27 октября в лофте "Этажи" всех вышеописанных персонажей. Open Defence
(англ. открытая защита) – демонстрация дипломных коллекций студентов (для
справки: прошлые две попытки никаких талантов российской моде не открыли).
На вопрос нашелся ответ в самом формате фестиваля: "мода – это не главное".
На западе, где fashion давно и без остановок катится по рельсам коммерции, показ
новой коллекции – единственное, что представляет интерес для модной
общественности. У нас рынка нет, так что получите полный набор
развлечений: диджеи, инсталляция, фуршет.
Потому и формат фестиваля - workspace - не должен восприниматься зрителями
только как цепочка дефиле. Основное внимание было уделено подаче костюма в
творческом контексте – в сочетании с музыкой, сценографией, видеорядом. Речь
идет скорее об атмосферности и артистичности современного дизайна в целом; о его
игровой основе, влияющей в первую очередь на эмоции зрителя, отодвигая "основное
блюдо" на второй план.
Рацион диетическим не назовешь, "кормили" вдоволь. Валерия Пивоцкая, Олеся
Борисова, Оксана Пастухова, Homo Consommatus, Cat's production, Юлия Хохлачева,
Анна Федорова, traitors, Полина Куликова (Тольятти), Анастасия Пономарева
(Омск), Ирина Горляковская (Омск), Ена Натс (Москва). Двенадцать дизайнеров не
навязывали, а просто демонстрировали свое представление даже не о тенденциях, а
об одежде в целом.
Дефиле были, действительно, не главной составляющей действа. В связи с
открытием винного бара (какая защита диплома без возлияний?), открытой террасой
и парой выставок, заняться было чем. Так что до финала досидели не все. Это как
с концертом детской самодеятельности: до выступления Катеньки досиживают только
родители Катеньки. В "Этажи", похоже, родителям вход заказан, зато
одногруппников молодых дарований было хоть отбавляй.
Дефиле подавали под соусом из документального фильма-исследования "В поисках
красоты" (Артем Балаев рассказал, почему носит джинсы с низкой талией) и двумя
фотовыставками "Молодые дизайнеры глазами молодых фотографов" и "Сила Контакта"
(старательные работы, владеющей Photoshop и знакомой с западным глянцем
молодежи).
Честное слово, каждый раз после подобного мероприятия хочется написать именно
о моде. А получается, что идут не на действо, а на место. Судите сами. За
приятную атмосферу, улыбку официантов и модную кухню в "Этажах" платить не надо
(хотя бы потому, что двух последних тут просто нет). С современным искусством
здесь, кажется, все "на ты", взять хотя бы выставку из восьми комиксов и
"Резиновый сад камней": если что-то не понял – читай аннотацию. И когда не
приди, окажешься среди единомышленников. А с модой пусть в Париже
разбираются.