"Мобильный" бизнес взял курс на запад

Похоже, кризис спровоцировал взаимный интерес операторов сотовой связи и продавцов. Это значит, что наш рынок начинает перенимать западную модель. Цены на телефоны в результате перестанут быть демократичными. 

Вслед за тем, как Александр Мамут приобрел 100% "Евросети",
выяснилось, что на крупный, но неконтрольный пакет ритейлера претендует
"Вымпелком". Почти одновременно с этими событиями стало
известно, что "Цифроград" готов расстаться с 25-процентным пакетом,
предварительно проведя допэмиссию акций. Аналитики считают, что этот
пакет в итоге окажется в руках кого-либо из сотовых операторов. Другой
ритейлер - Dixis ведет переговоры с "Мегафоном", говорят на рынке.
"Причиной продажи бизнеса "Евросетью" и
теоретической готовности к подобному шагу других операторов
послужило совпадение сразу нескольких факторов", - говорит Максим Клягин из
"Финама". Среди них он называет относительно низкую рентабельность подобного
бизнеса и соответственно весьма высокий к настоящему моменту уровень долговой
нагрузки. Она во многом вызвана агрессивными темпами физического роста
таких сетей на фоне неестабильности финансовых рынков. Все
это усложняет дальнейшее развитие бизнеса.
При этом надо учитывать и снижение темпов роста самого
рынка из-за его насыщения. Обслуживать долги становится все дороже, а
привлекать новые средства, прежде всего заемные, – все сложнее. "В данном
случае один из логичных вариантов – привлечение стратегического инвестора. Кроме
того, не стоит забывать, что в ряде случае компаниям были предъявлены
существенные налоговые претензии", - добавляет аналитик "Финама".
"Рост бизнеса сотовых операторов уже прошел экстенсивную
стадию, когда обороты росли за счет увеличения клиентской базы - она
перестала увеличиваться", - говорит аналитик Собинбанка Александр
Шелестович. "Сейчас развитие будет идти за счет продвижения новых услуг, а для
этого нужна площадка", - говорит он.
"Если крупнейшие операторы сотовой связи пойдут по пути
вхождения в розничный бизнес (и, конечно, его дальнейшего развития), то мы
скорее всего приблизимся к европейской модели сотового ритейла", - говорит
аналитик "Финама" Максим Клягин.
Один из топ-менеджеров "Техносилы" говорит, что в США в свое
время это привело к т ому, что симкарты стали "вшивать" в телефон. "Но
нам до этого еще далеко", - добавил он
"Для потребителя подобная дружба операторов и ритейлеров
ничего значить не будет", - считает представитель "Техносилы". С ним не
соглашается аналитик Собинбанка Александр Шелестович. Он полагает, что "если все
продадутся, то каждый начнет работать по новым условиям. Цены в сетях перестанут
быть такими демократичными. Рентабельность же надо за счет чего-то
повышать".
Название компании
Выручка, 2007 год
Количество точек
Доля на рынке
"Евросеть"
$3,6 млрд
Более 5000
30%
"Связной"
$1,49 млрд
1577
15%
"Цифроград"
$900 млн
1450
10%
"Эльдорадо"
$4,56 млрд
Более 1500
7,5%
"Беталинк"
$650 млн
750
5%
Dixis
$756 млн
807
4%