00:0026 сентября 200800:00
49просмотров
00:0026 сентября 2008
Учреждение, которым руководит Михаель Тальхаймер, называется Дойчес Театр, и его надлежит рассматривать как вместилище национального духа.
На спектаклях «Фауст. Часть I и «Крысы по
Гауптману дух этот донесся со сцены Александринского театра абсолютно отчетливо.
Дух воплотился в речь: сосредоточенно-членораздельную, с бархатистой поволокой,
которая то ввинчивается ввысь, то обращается в жесть и вопль - но и тут остается
превосходно артикулированной. В гетевской трагедии за спинами актеров тяжко
проворачивается черный щелястый цилиндр, сожравший почти весь сценический объем.
Из щелей пробивается свет - образ мировой тайны, которую Фауст никак не мог
ухватить за хвост. В «Крысах мир сплющили по вертикали: чудовищные, ржавого
цвета блоки - один над головами, другой под ногами, а между ними узенькое
жизненное пространство, где ходят и мучаются люди.
Дух воплотился в избранных
режиссером трагических сюжетах. Катастрофа Фауста, без пяти минут сверхчеловека,
оказалась в тальхаймеровской математике равна сумме катастроф, постигших мелких
чердачных зверьков из Гауптмана. И тут и там истерика притязаний (на счастье ли,
на смысл жизни, или еще на что-то столь же неуловимое) оборачиваются кровью и
убийствами. Трагедией без просветления, без искупления, без катарсиса. «Глухо,
Вселенная спит... - сказано у Маяковского в финале «Облака. И Маргарите у
Тальхаймера никто с небес не кричит «Спасена!.
В «Крысах даже на поклонах
исполнителям разогнуться не дают - так и прощаются с нами - скрюченные,
искривленные в своей щели. Однако каждый значителен. Мелкие зоологические
объекты, ими сыгранные, даны почти что в масштабе гибнущих титанов с греческого
фриза. Все укрупняет наполняющая сцену трагедия - древний жанр, которым
сегодняшний Дойчес Театр владеет отлично.
Театр Тальхаймера - это немецкий
Ordnung, доведенный до градуса высокой эстетики. Разговор ведется на равных,
строится на презумпции нашей способности понимать. Ни высокомерия, ни
заискивания - сосредоточенность и отдача. Хотите - смотрите, а мы - мы
работаем.