14:3924 сентября 200814:39
15просмотров
14:3924 сентября 2008
Высший арбитражный суд (ВАС) фактически полностью закрыл вопрос о возможности использования мобильных билбордов, а также звуковой рекламы на общественном транспорте.
ВАС признал, что Федеральная антимонопольной служба
(ФАС) справедливо трактует статью закона "О рекламе", посвященную
общественному транспорту, в той части, которая не разрешает использование
звукового сопровождения рекламы на транспорте, а также использование мобильных
билбордов.
Вступившая в силу в июле 2006 года новая редакция закона "О
рекламе" запретила распространение звуковой рекламы с использованием
транспортных средств и использование транспортных средств исключительно или
преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.
До запрета мобильные билборды занимали примерно 7% всего
рынка наружной рекламы. Однако и после введения нового закона "О рекламе",
мобильные билборды можно видеть в больших городах. Они используются, фактически,
как стационарная наружная реклама. Что касается звуковой рекламы на транспорте,
то ФАС посчитала, что она также полностью запрещена на наземном транспорте.
Рассматривались два прецедентных дела. Управление ФАС по
Новосибирской области 31 июля 2007 года потребовало от ООО "Сибирское
транспортное телевидение" прекратить трансляцию в салонах общественного
транспорта звуковой рекламы. Согласно договору аренды, заключенному между
некоммерческим партнерством перевозчиков «Транспортный союз Сибири» и ООО
«Сибирское транспортное телевидение», в салонах автобусов были установлены
медиакомплексы, состоящие из монитора и акустической системы, предназначенные
для распространения рекламы. Компания сумела в арбитражном суде
Новосибирской области признать требования ФАС недействительными. Это решение
было поддержано и кассационный суд Западно-Сибирского округа.
В другом деле ООО "ТВ-Мобиль. Регион" оспаривало решение ФАС
от 6 марта 2007 года. На арендованном компанией автомобиле была установлена
рекламная конструкция, особенности которой не позволяли демонстрировать
рекламные ролики во время движения. УФАС по Саратовской области запретило
использование данного рекламного носителя. Арбитражный суд Саратовской области и
кассационный суд Поволжского не согласились с ФАС, обосновав свое решение тем,
что эксплуатация рекламного оборудования на стоящем автомобиле не является
использованием транспортного средства.
В обоих делах суды ссылались на закон об ОСАГО, в котором
использование транспортного средства связывалось исключительно с его
передвижением. ВАС принял решение, руководствуясь тем, что закон "О рекламе" и
закон об ОСАГО регулируют разные правоотношения. В результате привлечение
"Сибирского транспортного телевидения" и "ТВ-Мобиль. Регион" к ответственности
со стороны ФАС признано обоснованным.
По мнению экспертов, в обоих случаях был создан прецедент,
позволяющий антимонопольным органам оптимизировать процесс привлечения
перевозчиков к ответственности за схожие нарушения. Теперь нарушителей, по
данным эуспертов, могут ожидать штрафы до 500 тысяч рублей.
Как рассказал директор по маркетингу московской компании
"Маршрут-ТВ" Артур Бабаян, решение ВАС асолютно резонно. "Мы давно прекратили
звуковое сопровождение рекламы на транспорте. Это сделано, в том числе, и из
уважения к пассажирам". Он считает, что это не повлияет на эффективность
рекламы, а наоборот подвигнет к созданию более сильной визуальной рекламы.
Однако, как считает Бабаян, суды и ФАС, сказав "А", должны сказать и "Б". "Мы
сняли свою звуковую рекламу, а между тем в тех же маршрутках часто звучат
радиостанции или музыкальные и иные записи, которые мешают пассажирам ничуть не
меньше, чем рекламное звуковое сопровождение", - полагает он.
Генеральный директор петербургской "Первой
Медиа компании" Виктор Машенджинов также считает решение суда весьма
верным. "Фактически, мобильные билборды используются как стационарная наружка,
за которую город не получает ни копейки", - говорит он.