В отличие от людей своего круга, я порой езжу на широко распространенных в Петербурге маршрутных такси. И разумеется, не очень хорошо отношусь к их водителям за стиль вождения и общения с пассажирами. Однако обсуждавшаяся недавно идея одного из депутатов Законодательного собрания Петербурга прогнать работающих в Северной столице водителей-гастарбайтеров через языковой экзамен меня изумила.
В Лондоне немыслимое количество заведений общепита (одних пабов больше 8
тыс.), но граждан Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в
них работает мало. Обычно - молодые гастарбайтеры. Год назад были заметны
болгары, а перед тем - выходцы из СССР.
Секрет прост: студенческая виза в языковых школах дает право работать 24 часа
в неделю. И украинские девочки и болгарские мальчики этим пользуются,
зарабатывая в час 8 фунтов минус налог. Многие затем будут сдавать TOEFL, Test
On English as a Foreign Language (тест на знание английского языка как
иностранного. - Ред.), без которого иностранца не возьмут работать в более
денежное место, но сервис к таким не относится, так что официантки и бармены
орудуют известными им 50 английскими словами.
Точно так же изъясняются живущие в Лондоне пакистанцы - частые водилы
mini-cabs, альтернативы "главному" такси black cabs, водители которого сдают
Knowledge ("знание" в пер. с английского. - Ред.) - тест на знание примерно 60
тыс. лондонских улиц и закоулков.
У пассажира есть выбор: либо black cab с идеально обученным шофером, либо
более дешевый small cab с сервисом как в петербургской маршрутке. Хорошо бы,
конечно, и у нас два таких конкурирующих транспорта создать. Но если создать
нельзя, от гастарбайтеров-шоферов надо отвязаться. Нужно просто запретить им
включать радио "Шансон".